Сайт боевых единоборств
Национальные боевые искусства
Тарас А.Е.
2 дан Во дао " Ан Тхань",
гл.редактор журнала "Кэмпо" (Минск)
БОЕВОЙ ПУТЬ ВЬЕТОВ
Бейся неустрашимо, как ураган налетай!
Пять стихий изначальных сердцем своим
постигай. Пусть огонь и железо тело твое
закалят, Чтобы кулаком и ногами разить
вперед и назад!
(Из боевой песни тэйшонов)
История Вьетнама насчитывает более десяти тысяч лет. Именно
таков возраст тех поселений на его территории, обитатели которых
перешли от примитивного собирательства к поливному земледелию. В
ту далекую эпоху здесь жили племена кхмеров, монов и тьямов,
родственные древним индийцам.
В середине первого тысячелетия до н.э. из бассейна реки Янцзы в
долины рек Красная, Черная и Прозрачная начали переселяться
племена вьетов (юэ), родственные древним китайцам. В процессе
смешения всех этих племен стали появляться первые государствта и
складываться народность лаквьетов, предков нынешних вьенамцев.
Еще до начала нашей эры лаквьеты создали в северной части
нынешнего Вьетнама феодальные государства Аулак, Ванланг,
Намвьет, Тэйау. В его центре образовалось мощное тьямское
королевство Тямпа, а на юге возникла монкхмерская империя Бапном.
В 111-м году до н.э. войска китайского императора У-ди
захватили Север. В сране лаквьетов почти на тысячу лет
установилось господство китайцев. Однако лаквьеты, обладавшие уже
к тому времени самобытной духовной и материальной культурой,
оказали упорное сопротивление всем попыткам завоевателей
ассимилировать их. Одно восстание сменялось другим. Некоторые из
них проводили к восстановлению независимости вьетов на десятки
лет, как, например, знаменитое восстание сестер Чынг - Чак и Ньи
- в 40-м году н.э. Постепенно власть на местах переходила в руки
вьетского дворянства -куанов, колониальный режим сменился
протекторатом. В 939 году был изгнан последний китайский
гарнизон.
Освободившись от китайского ига, вьетские феодалы еще тридцать
лет воевали между собой, до тех пор, пока утвердилась прочная
королевская власть. В 968 году было провозглашено создание
централизованного государства Дайковьет (Великий древний Вьет) на
Севере. Вскоре после этого на молодую державу снова напало
огромное китайское войско. Однако вьеты во главе с королем Ле
Хоаном нанесли ему сокрушительное поражение. Отстояв
независимость, они сами перешли в наступление. В 1075-77 гг.
вьеты разгромили армию Сунской династии и отобрали у китайцев
современную провинцию Каобанг. А незадолго до этого (в 1069 году)
они заняли северную часть Тямпы (нынешние провинции Куангбинь и
Куангчи).
В 1257-88 гг. Дайвьет (с 1054 года из его названия исчезло
слово "ко" - древний) трижды подвергался вторжению монголо-
китайских войск династии Юань. Против полумиллионной орды
завоевателей выступила двухсоттысячная армия вьетов. В нескольких
кровавых битвах великий полководец Чан Хынг Дао полностью
разгромил врага. Спустя 120 лет (в 1407-1427) армии китайской
династии Мин снова пытались поставить на колени непокорный
Дайвьет и снова были разбиты и выброшены за пределы страны. В
годы правления императора Ле Тхань Тонга (1460-97) вьетское
феодальное государство достигло наивысшего расцвета. Был завоеван
ряд областей на Западе, а также полностью присоединено
королевство Тямпа (в 1471).
Следующие триста лет знаменовались многочисленнными
крестьянскими восстаниями, самым грандиозным из которых было
восстание тэйшонов, длившееся более тридцати лет! Крестьянские
войны против феодалов перемежались кровавыми феодальными
усобицами кланов Мак, Нгуен и Чинь. Короче говоря, короткие
периоды относительного затишья сменяли десятилетия стычек и боев,
а кровь людская лилась рекой!
За две тысячи лет войн с иностранными государствами и
внутренних распрей вьеты создали комплекс своих боевых искусств
"во дао", что означает "боевой путь". Народные предания и легенды
гласят, что в старину воины северных провинций особенно славились
своим мастерством в сражении палицами и алебардами. Бойцы
Кангбиня, Намха, Тхайбиня, Тханлонга слыли наиболее искусными в
поединках на мечах. Кангшон был известен лихими наездниками, без
промаха стрелявшими из луков, а Тэйнгуен - экипажами боевых
слонов, поражавшими врагов дротиками либо из арбалетов.
Кулачный бой ("во туат") в стародавние времена считался
вспомогательной дисциплиной, основой для обучения бою с оружием.
"Во туат" называли "малым искусством", непригодным для
использования в больших сражениях, где в ход идут копья,
алебарды, мечи, топоры и т.д. В одном из трактатов той эпохи об
этом сказано очень ясно: "Способы кулачного боя неприемлемы для
битвы. Они хороши лишь для защиты от разбойников и в качестве
метода подготовки воина. Занятия кулачным боем являются первым
шагом к постижению истинного воинского искусства". Обычная схема
подготовки воинов выглядела следующим образом. Сначала они
занимались общефизическим тренингом (в основном, дыхательными и
силовыми упражнениями, а также всевозможными прыжками), осваивали
стойки и передвижения. Потом изучали уходы, уклоны, обманные
движения, нырки и кувырки. Затем удары голыми руками и ногами,
различные защиты (блоки, отбивы) с захватами и бросками. Потом
учились владеть "коротким" оружием (таким, как палица, топор,
меч). И, наконец, приходил черед "длинного" оружия (копье,
алебарда, трезубец).
Отношение к обучению и воспитанию воинов было в Дайвьете очень
серьезным. Яркое представление об этом дает отрывок из трактата
"Огонь тигра", написанного в конце ХУШ века:
1. Во дао есть искусство, делающее могучим отечество вьетов.
Самые лучшие воины выходят из людей сильных духом и крепких
телом. Таковых следует разыскивать повсеместно, памятуя, что
совершенная душа расцветает только в совершенном теле.
2. Долг, отвага, справедливость - вот истинные добродетели
воинов. Долг - это способность исполнять порученное дело во что
бы то ни стало, сообразуясь с разумом и чувством меры. Отвага есь
сочетание смелости, воли и веры в себя. Справедливость
заключается в верности своему слову, обычаям предков и законам
государства.
3. Истинная мощь в бою достигается взаимодействием верхнего и
нижнего, правого и левого, переднего и заднего, твердого и
мягкого. Это правило соединения сил. Существуют три внутренние
силы: дух, энергия "кхи" и дыхание. Существуют три внешних
объекта приложения силы: взгляд, крик и мускулы. Шесть,
соединений дают слияние внутреннего и внешнего. В нем заключена
предпосылка победы.
4. Сочетание силы и мягкости, спокойствия и отваги помогает
победить любого врага. Передвигаясь в бою, нельзя задерживаться ни
в одной из позиций. Надо быть легким, проворным и ловким. Атакуя,
лучше метить в голову и в середину корпуса; отступая, бить по
рукам и по ногам противника.
5. Нельзя победить врага, лишь изучая технику, но не
отрабатывая ее до совершенства на деревянных манекенах, подвесных
набивных мешках и с партнерами. Помни изречение:
"Достигнешь естественности после того, как повторишь прием десять
тысяч раз".
6. Залог совершенства - усердный труд. Надо тренироваться
ежедневно по много часов не менее восьми лет. Тогда придет
мастерство. Но только тому, кто приступил с детства, удастся
прыгнуть через стену высотой в один чыонг (320 см).
7. Еще в древности были изобретены различные виды оружия. Из
них 18 считаются классическими - девять длинных и девять
коротких. Длинные - это алебарда, багор, копье, крюк на цепи,
пика, рогатина, трезубец, цеп трехзвенный, шест. Короткие -
кинжал, клевец, крюк на рукоятке, короткий трезубец, меч, палица,
топор, ;елезный хлыст, шестопер. Их надо освоить непременно.
8. Какое бы, оружие не применялось, оно не выйдет за пределы
шести действий: рубить сверху вниз, рубить поперек, рубить
вровень, пронзать насквозь, поддевать снизу вверх, давить.
Поэтому желающий научиться владеть оружием должен сперва изучить
в совершенстве кулачный "бой, в котором есть все эти действия.
9. Существует также метательное оружие - "амкхи". Это
заточенные по краям металлические пластинки (монеты архатов),
специальные ножи и стрелки, камни "летящий феникс", дротики и
боевые кольца. Сюда же входят лук со стрелами и арбалеты.
Владеющий таким оружием поистине неприступен, ибо разит издалека.
10. Воинское искусство должно быть практичным, как никакое
другое. Потому при овладении им главное внимание следует уделять
реальному применению в бою. Достигнув успеха в кулачном поединке
и в работе с оружием, можно переходить к верховой езде и
вольтижировке. Совершенный воин тот, кто мчится верхом на коне и
на всем скаку поражает врага стрелами, копьем и мечом...
В государстве Дайвьет для того, чтобы занять какую-либо
должность при дворе, в королевской гвардии, в армии или в
аппарате управления, требовалось сдать экзамены. Чем более
высокому рангу соответствовало вакантное место, тем 'более
сложными они являлись. У претендентов проверяли умение читать и
писать иероглифы, знание математики и юриспруденции, степень
осведомленности в хитросплетениях буддизма и конфуцианства, но
главное - способность сражаться с оружием в руках и без него. Эта
военизированная система подбора кадров без особых изменений
сохранялась в Дайвьете (с 1803 года он стал называться Вьетнам)
до середины XIX века. Сложившиеся традиции не смогли поколебать
даже распространение в регионе огнестрельного оружия.
К экзаменам можно было готовиться в буддийских монастырях, в
многочисленных "семейных", а также в государственных учебных
заведениях, так называемых "академиях". Самая знаменитая из
них - "Академия боевых искусств" (Зянг Во Донг), основанная
королем Ли Тхай То еще в 1010 году. Указом 1253 года король Чан
Тай Тонг обязал всех военнослужащих, от полководцев до простых
солдат, проходить . обучение в этой академии. Однако зачисление в
состав слушателей не было пустой формальностью. Требовалось сдать
добрый десяток вступительных экзаменов. А выпускники
подвергаются множеству сложнейших испытаний, прежде чем король
даровал им своим указом почетную степень "доктора военных наук".
Вступительные и выпускные экзамены породили немало легенд, по
содержанию напоминающих легенды о шаолиньском "коридоре
смерти..."
В период с 1858 по 1884 годы Франция завоевала Вьетнам, на 70
лет ставший французской колонией. Решающую роль в победе
"заморских дьяволов" сыграло их превосходство в артиллерии,
нарезных ружьях и другой военной технике. Стало ясно, что в
современную эпоху профессиональным военным больше нет смысла
тратить годы на то, чтобы научиться виртуозно владеть мечом или
копьем. Впрочем, вьетнамская армия перестала существовать.
Вдобавок французская колониальная администрация
строжайшим образом запретила всем вьетнамцам обладать каким-либо
оружием, тем более - учиться владеть им. Неудивительно, что в
годы колониального режима искусство кулачного боя (во туат) из
вспомогательного превратилось в основной вид боевого искусства.
Техника работы с оружием сохранялась только в семьях бывших
наставников военного дела ("во ши"), тайно передаваясь там от
отцов к сыновьям.
Именно в период колониализма сохранение и поддержание традиций
"во дао" стало исключительной прерогативой нескольких десятков
монастырских и семейных школ. Каждая из них была
немногочисленной, зато ученики подбирались очень тщательно.
Понятно, что школы работали в условиях строгой конспирации, а
поступавшие в них маскировались под буддийских монахов, наемных
работников, слуг и т.д. Тогда же укоренился обычай давать при
поступлении в школу клятву на верность ей и лично ее
руководителю. Немаловажно, что клялись своей жизнью! Подобная
присяга, именуемая “кет нгиа", сохраняется до сих пор в наиболее
ортодоксальных школах традицинной ориентации.
Постепенно социально-экономическая и политическая ситуация во
Вьетнаме изменилась. Национальная буржуазия широко сотрудничала
с французами, а представители прежних аристократических
кругов все шире привлекались ими к местному управлению.
Соответственно, грозные запреты мало-помалу утратили свою силу.
Благодаря этому, потомственный мастер кулачного боя и военного
дела Нгуен Лок (1912-1960) смог организовать в 1938 году первый
клуб "во туат", открытый для всех желающих. Он назвал свою школу
(занятия в которой были платными) "вьет во дао вовинам", что
означает "наилучшее из боевых искусств вьетов". С той поры "во
туат" все чаще и чаще стали называть "вьет во дао". В конце
концов, прежний термин уступил место новому. Или, вернее, старый
термин (во дао) приобрел иное значение, нежели прежде.
В течение семи лет Нгуен Лок непрерывно разъезжал по стране с
показательными выступлениями, читал лекции, помогал
организовывать занятия всем, кто хотел практиковать вьетнамский
кулачный бой. Благодаря его усилиям к 1946 году клубы вовинам
появились почти во всех городах севера и центра Вьетнама. С 1954
года Нгуен Лок перенес свою деятельность в южные провинции. В
последующие годы его стиль вместе с потоками эмигрантов начал
распространяться и за пределами страны. В 1972 году была создана
Европейская федерация вьет во дао вовинам со штаб-квартирой в
Париже. В 1980 году она была преобразована в Международную
федерацию. В настоящее время в нее входят национальные
организации 30 стран, самыми крупными из которых являются
вьетнамская и французская. Пост ее президента занимает Фам Хоанг
(8-й данг), генерального секретаря - Нго Тхан Киет (5-й данг).
Членами руководящего совета федерации являются такие выдающиеся
мастера, как Буй Ван Тхинь, Нгуен Зан Фу, Танг Дык Тхань и Фам
Минь Кинь.
Деятельность Нгуен Лока способствовала тому, что начали
возрождаться и другие школы вьетнамских боевых искусств. Все они
сейчас условно подразделяются на две основные группы: китайско-
вьетнамские и собственно вьетнамские. Первые получили
наибольшее распространение среди хуацяо - этнических китайцев.
Нашествие хуацяо имело место в шестидесятые годы XIX века после
подавления грандиозного восстания тайпинов, охватившего 15
провинций Китая. Спасаясь от жестоких репрессии, десятки тысяч
китайцев бежали во французский Индокитай, включавший нынешний
Вьетнам, Лаос и Камбоджу. В последующие годы немало китайцев
осело в сопредельных странах в качестве наемных рабочих - "кули".
Следующая большая волна эмиграции связана с агрессией Японии
против Китая в 1937-38 гг. и с победой коммунистов в Китае в 1949
году.
В результате многие китайские стили кулачного боя (ушу)
получили признание также и среди вьетнамцев. Наиболее известными
являются Вин Чунг (Вечная весна), Лям Шон (Лазурная гора), Тханг
Лонг (Богомол), Хань Бай (Белый журавль), Хоанг Лонг (Огненный
дракон), Хонг За Куэн (Хун-цзя). Однако за десятки лет все они
подверглись существенным изменениям под влиянием местных условий.
Именно поэтому их называют теперь китайско-вьетнамскими.
Среди чисто вьетнамских школ можно выделить три главных:
Бинь Динь, Ким Ке и Вовинам, а также несколько десятков мелких
("семейных" и "современных"). Вьетнамские школы в отличие от
китайских не разделяются на внутренние и внешние. Любая из них
включает как внутреннюю работу (ной-конг), так и внешнюю (нгоай-
конг). В свою очередь, под внутренней работой понимается
управление жизненной энергией организма (кхи-конг) и медитация
(тхань), причем не только пассивная, но и активная, в движении.
У каждой из этих школ имеются свои методы развития силы,
ловкости, выносливости, быстроты, закалки тела и других качеств.
Но основные различия между ними не в этом, а в технических
комплексах (формальных упражнениях) - "кюйенах",
выполняемых в одиночку или с партнером, с различными видами
оружия и без него. Кроме того, каждая школа использует свои
собственные, сугубо оригинальные, храняющиеся в тайне от
посторонних способы развития внутренней силы (ной лык) и
подавления воли противника.
Занимающиеся во дао (их называют "во сэн") подразделяются на
младших и старших учеников, инструкторов, мастеров и посвященных.
Считается, что младшие ученики должны достигнуть отличной
физической кондиции; старшие ученики - в совершенстве
овладеть базовой техникой; инструкторы - постичь стратегию и
тактику боя. Мастера - это те, кто умеет использовать свою
внутреннюю силу для поражения энергетических центров тела
противника. Что касается немногочисленных посвященных, то
ходят слухи, будто они могут справиться с любым противником,
вообще не прикасаясь к нему! Иногда говорят, что на десять
младших учеников приходится один старший, на десять старших -
один инструктор, на десять инструкторов - один мастер, а на
десять мастеров – один посвященный. Конечно, это только метафора,
так как точных сведений нет, но она отражает, пусть
приблизительно, существующее положение вещей: из каждой тысячи
человек, практикующих во дао в лоне традиционных школ, мастерами
являются всего несколько.
Деления "во сэн" на ранги в старину не существовало. Оно не
имело особого смысла, потому что мастерство бойца постоянно
проверялось в суровой обстановке реального боя. Тот, кто не был
достаточно искусен, просто-напросто погибал или становился
инвалидом. Но, когда Нгуен Лок возродил "во дао", он заимствовал
из дзюдо идею цветных поясов и степеней. Технические нормы,
выполнение которых дает право на пояс того или, иного цвета,
стали своего рода программой обучения. Младшие и старшие ученики
носят белые, синие, коричневые пояса (в зависимости от конкретной
школы), а ученические степени называются "кап". Зсего их восемь,
от первой (низшей) до восьмой (высшей). Инструкторы и мастера
носят черные, черно-желтые и желтые (золотые) пояса. Восемь
степеней этого уровня называются "данг". Число степеней "кап" и
"данг" не случайное. Оно связано с восемью триграммами
(священными символами), с восемью ступенями йоги и с восьмиричным
путем спасения, указанным Буддой.
Достаточно длительное общение с вьетнамскими
инструкторами и мастерами убеждает, что в своем большинстве они
люди крепкие, быстрые, уверенные в себе, веселые, жизнерадостные
и доброжелательные. У них ясные глаза, гладкая кожа и волосы без
седин, что свидетельствует о прекрасном здоровье. Все они
выглядят гораздо моложе своих лет. И не только выглядят. Учитель
моего учителя даже в 65 лет ни в чем не уступал молодежи, а его
тренировки были настолько интенсивными, что некоторые ученики не
могли отойти от них и за два дня. Сам же он проводил их ежедневно
по три-четыре часа! Иными словами, пример этих людей показывает,
к каким результатам может прийти обыкновенный человек, если
практика во дао станет его образом жизни.
Такой образ жизни называется "конг-фу" (это вьетнамское
произношение китайских иероглифов "гун-фу"), то есть
самосовершенствование человека. Нгуен Лок говорил, что конг-фу
есть каждодневное выполнение своей работы с постоянным
стремлением сделать ее как можно лучше. Только такое отношение
может привести к подлинному мастерству. Конг-фу -это та капля
воды, которая долбит камень... Заветы старых мастеров,
указывающие верный путь, формулировались в своеобразных
стихотворениях, одно из которых хочется привести полностью:
Тайны кулачного боя глубоки и сокровенны.
Как понять, что надо делать в гуще битвы?
Как постичь наилучшие способы защиты и нападения?
Надо познать суть пяти первостихий и двух начал,
Закалить свое тело и укрепить дух.
Надо научиться высоко прыгать, ловко падать и приседать.
Надо выучить все удары, приемы защиты и стойки.
Для неуклонного движения вперед нужен упорный труд.
Лишь годами ежедневных упражнений изучишь все тонкости
И отточишь свое искусство до совершенства.
Даже в часы веселья возле цимбал и чаш с вином
Не забудь Те два иероглифа: "Упорный труд!"
В бою недопустима ошибка ни в одном приеме;
Удары рукой подобны вонзающейся стреле,
Удары ногой подобны протыкающему насквозь копью.
Дистанция определяется величиной тела, длиной рук и ног.
Стремись обмануть противника.
Вступая в бой, будь отважным,
Сражайся и побеждай как герой.
Никогда не ставь себя выше других.
Будь скромным, вежливым, благопристойным,
Как подобает благородному и образованному человеку.
Меч воинского искусства ты сам берешь в свои руки,
Поэтому обязан не посрамить его славы.
Совершенствуй себя и защищай Отечество -
Вот достойное дело на всю жизнь!
Колыбелью истинно вьетнамского рукопашного боя стала в X-ХШ
веках центральная провинция Бинь Динь (ныне провинция Нгиабинь).
Такое же название получил возникший там стиль "во туат". Его
техника и тактика сформировались с учетом психологических и
физических особенностей вьетнамцев (храбрость, стойкость,
неукротимость, упрямство, ловкость, подвижность при небольшом
росте и весе), вынужденных противостоять более рослым и сильным
китайцам. Отсюда проистекает широкое употребление в стиле "бинь
динь" оружия. В старину это были меч, кинжал, палица, копье и
алебарда, с которыми мастерски управлялись здешние воины. При
французах на смену им пришли предметы труда и быта: длинный шест
(бат), короткий цеп для молотьбы риса (лонг зян), дубинка (бонг),
рукоятки от жерновов (мок кань), серп, два широких коротких ножа
для разделки туш животных (сонг дао), а также две короткие
палочки (тюй), заменяющие кастеты европейцев.
В этом стиле всего три основные стойки. Считается, что хороший
боец должен быстро переходить из одной стойки в другую,
уклоняться, приседать, резко менять направление своего движения,
темп и ритм боя. Тогда более массивный противник не сможет в него
попасть и будет допускать промах за промахом. Соответственно, его
самго легче всего поразить тогда, когда он промахнулся, то есть
тактика "бинь динь" зиждется на контратаках. Движения в основном
прямолинейные, финты не используются, прыжки и удары ногами выше
пояса отсутствуют. Главное оружие тела - кулаки, локти, колени,
стопы, голова. Удары мощные. Уходя или уклоняясь, стремятся бить
по суставам рук и ног противника, в атаках и контратаках целят
ему в ребра или в пах.
Освоение стиля "бинь динь" традиционно осуществляется в четыре
этапа. На первом из них изучают базовую технику. На втором -
комплексы формальных упражнений (кюйены). Содержание третьего
этапа составляет работа на тренажерах и манекенах (подвесные
мешки с песком или рисом, вкопанные в землю столбы и
деревянные фигуры, расположенные треугольником). Четвертый
этап - это тренировочные поединки с одним и несколькими
партнерами, как правило, вооруженными. Полный курс обучения при
ежедневных занятиях требует восьми лет (по 2 года на каждый
этап), а сокращенный - четырех (один год - один этап). Впрочем,
бывало и так в старину, что в условиях военного времени этот курс
сокращали до четырех месяцев и даже до четырех недель! О качестве
обучения при этом говорить уже не приходилось. Большое внимание
на всех этапах уделяется общефизической подготовке, особенно
развитию силы и закалке тела. Тело надо закалить настолько, чтобы
боец мог ударом кулака разбить булыжник, ударом ступни сломать
дерево, выдержать, не моргнув глазом, сильный удар палкой по
обнаженному телу. А силы должно хватать на то, чтобы легко
выполнять формальные упражнения с алебардой весом в 30 цзиней
(китайских фунтов), то есть восемнадцать килограмм! У настоящего
мастера она летает в руках словно перышко, ибо "в бою сила - это
половина победы", как гласит вьетнамская поговорка. Одним словом,
"бинь динь" - технически относительно несложный, зато очень
мощный стиль, предназначенный для жестокого боя насмерть. Другой
оригинальный вьетнамский стиль "Ким Ке" (Золотой петух) создал в
конце ХУШ века один из предводителей грандиозного восстания
тэйшонов (1773-1802 годы), мастер Нгуен Лы. Этот стиль родился в
результате наблюдений за петушиными боями, чрезвычайно
популярными среди вьетнамцев. Нет такой деревни в стране, где не
разводили бы бойцовых петухов и не устраивали каждую неделю
состязаний между ними. Поэтому никому из повстанцев не
требовалось долго объяснять технику и тактику данного стиля.
Достаточно было ссылаться на то, как дерутся петухи. Обычно тот
петух, что поменьше или слабее, все время уворачивается от атак и
стремится зайти к своему противнику сбоку. В качестве оружия
петухи используют клюв и крылья, но главное - ноги. Они часто
подскакивают вверх, чтобы ударить всей массой тела, делают много
ложных выпадов, стремятся выклевать друг другу глаза и т.д.
Примерно так же действуют последователи стиля "ким ке". Для их
тактики характерны прыжки, всевозможные уловки (например,
притворное отступление), финты (ложные выпады). Популярны атаки
головой в лицо, в грудь и в живот противника, а также знаменитый
удар двумя ногами в прыжке с места (сонг пхи кык). Много
размашистых ударов ребром ладони, напоминающих удары крыльями.
Если в "бинь динь" уходят с линии атаки шагом в сторону от нее
вперед под углом к противнику либо приседанием под удар, то в
"ким ке" предпочитают вращения вокруг своей оси и нырки, с
немедленной контратакой в ребра, затылок, позвоночник, по почкам.
Основное оружие тела здесь не кулаки, а пальцы, согнутые подобно
петушиным когтям. Ими стремятся поражать глаза, горло, подмышки.
Широко используются удары ногой с разворота, подсечки и подкаты.
Ударные поверхности ступней это пятки ("шпоры") и пальцы
("когти"), особенно последние. Ведь простолюдины сражались чаще
всего босиком. Как и в "бинь динь", очень широко применяются
колени и локти. Но, если там удары ногами идут преимущественно по
прямой, то в "ким ке" больше круговых ударов. В "петушином стиле"
используются даже зубы, которыми рекомендуется перекусывать
горло. вырывать из тела куски мяса, перегрызать сухожилия...
Свое понимание сути созданного им стиля кулачного боя Нгуен Лы
выразил в коротком стихотворении, написанном иероглифами на
классический манер: восемью вертикальными строками по восемь
иероглифов в строке:
1. Два петуха сходятся и наносят пробные удары.
2. Они подпрыгивают и пронзают врага когтями обеих ног.
3. Золотое копье (голова) бьет в уязвимое место.
4. Серебряный меч (крыло) защищает уязвимое место.
5. Отравленная стрела (клюв) глубоко проникает в горло.
6. Петух поворачивает голову и сбоку разит врага.
7. Он взлетает вверх и припадает к земле.
8. Мягкость и твердость, напор и податливось - все здесь.
Впоследствии, как это принято на Востоке, краткий текст
"отца-основателя" оброс пространными комментариями,
приводить которые здесь нет возможности.
Наиболее известный сейчас на Западе стиль "Во Ви Нам"
создан на основе стилей "семейных" школ провинции Шонтэй
(пригородный район Ханоя), откуда был родом Нгуен Лок. Его
теоретической основой стал классический трактат XVI века "Лин
Нам Во Кин".
В этом синтетическом стиле используются все основные позиции
и способы передвижения "во туат", самые разнообразные
технические и тактические приемы. В ближнем бою предпочтение
отдается ударам локтями, коленями и головой, широко применяются
болевые приемы и удушения, подножки, подсечки и броски. На
средней дистанции главную роль играют кулаки и ладони, на дальней
- удары ногами, особенно в прыжке. В схватке с несколькими
противниками рекомендуется действовать с оружием в руках,
превращая в таковое любой предмет. Важное значение
придается общефизической подготовке, особенно силовой и
акробатической.
Главные различия между "вовинам" и другими стилями "во туат" не
в технике или тактике, а в целях и методах тренинга. Нгуен Лок
рукопашный бой превратил в самозащиту, поставив при этом во
главу угла духовное и физическое
самосовершенствование через практику боевого искусства.
Соответственно, акцент в методах тренировки он перенес с вольного
боя и работы на манекенах на исполнение формальных упражнений и
обусловленный спарринг. Иными словами, он сделал то же самое, что
и знаменитый Фунакоси, превративший технику рукопашного боя
(карате-дзицу) в Путь пустой руки (карате-до), то есть в систему
самосовершенствования.
Среди "семейных" школ "во туа" наибольшую известность получили
Бак Шон, Во Лак Хонг, Во Тхай Бинь, Док Нян, Куан Ки Дао, Нгуен
Чунг Хоа, Нят Нам, Са Лонг Конг и некоторые другие. Следует
помнить, что население Вьетнама превышает 60 миллионов человек,
школ боевых искусств различного происхождения и направления там
существует великое множество. Ряд этих школ в последние годы
устремился в другие страны, прежде всего в Европу, СНГ и Северную
Америку. Во многом это связано с тем, что "во дао" доказало свою
высочайшую эффективность в условиях современной войны, чего
нельзя сказать ни об одном другом виде восточных боевых искусств.
Война на территории Вьетнама шла около 35 лет, с середины 40-х
годов и до конца 70-х. Вьетнамцам пришлось сражаться с японцами,
французами, китайцами, американцами и их союзниками. Во всех боях
"во дао" было на высоте. В рукопашных схватках низкорослые,
щуплые вьетнамцы громили и американскую морскую пехоту (чья
подготовка основана на русской и японской технике), и китайских
десантников, натасканных специалистами дуаньда!