Холодное оружие
А. Н. Медведев
ОРУЖИЕ ШОУ ДАО
«Твоим оружием может стать даже
неуверенность врага».
Изречение Шоу
Все, что могло пригодиться в бою, все, что вносило свой вклад в
победу над врагом, считалось в Шоу Дао оружием.
Взяв за основу теорию пяти первоэлементов у-син, воины Шоу Дао
создали эффективный и разнообразный набор вооружений, что
позволяло им успешно противостоять враждебным кланам и без потерь
выходить из кровавых стычек
с правительственными войсками.
Стихию камня, как оружие, прежде всего представлял сам камень,
который, будучи метко и сильно послан в цель, позволял сразу
обрести желанную победу над врагом. Камень, используемый для
метания, называли «яйцо каменной птицы». Если же камень
использовался как оружие, усиливающее удары руки, то он назывался
«гора в кулаке».
К стихии воды, кроме ядовитых растворов, используемых разными
способами, принадлежали и «текучие» объекты, типа веревки или
цепочки. Причем, если веревка принадлежала только воде, то цепь
считалась порождением воды и воздуха, так
как воздух одновременно считался металлом (первоэлемент воздух был
тождественен первоэлементу металл).
Сочетание камня, воды и воздуха порождало такие интересные виды
оружия, как «сочень гибкое копье» и «поцелуй дракона». Первое
оружие представляло собой шнур с заостренным или тупым тяжелым
наконечником, с помощью которого можно было наносить колющие
удары, напоминающие удары копья, разнообразные удары по
касательной и использовать другую интересную технику. Одна рука
управляла оружием, другой рукой регулировалась длина и степень
натяжения шнура.
«Поцелуй дракона» — это метательное оружие многократного
использования. После броска в цель груз возвращался в руку за счет
упругого и эластичного соединения, выполненного из резиноподобного
материала либо из металла, скрученного в специфическую пружинящую
спираль.
Стихия дерева была представлена палками разной длины и формы.
Были и маленькие палочки, чуть больше длины кулака и палки средней
длины, длинные шесты, заостренные палочки для ближнего боя и для
различного рода ловушек, наподобие тех, что использовались в
джунглях Вьетнама во время войны. Колышек в ямке, замаскированный
листвой, относился к стихиям земля (первоэлемент земля считался
тождественным первоэлементу камень) и дерево. Упругая ветвь с
заостренным колышком на конце относится только к стихии дерева.
Если бы в ловушке использовался тросик или веревочка, то такого
рода оружие принадлежало бы уже не только дереву, но и воде.
К стихиям воды и дерева одновременно принадлежали и все виды
цепочно-палочного оружия, состоящие из различного количества
звеньев, число которых иногда доходило до тринадцати цепочно-
палочных соединений, причем варьировалось не только число таких
звеньев в оружии, но также их размер и конфигурация. Кстати, к
цепочно-палочному оружию относятся и знаменитые «нунтяки», больше
известные у нас в стране под названием «нунчаки». Воины Шоу Дао
использовали похожее по принципу действия, но иное по размерам и
конфигурации оружие, носящее название «вода, стремящаяся от камня
инь к камню ян». Это оружие представляло из себя веревку или
цепочку с двумя относительно короткими, но тяжелыми рукоятками,
расширяющимися к концам для удобства захвата.
Много предметов перешли в арсенал оружия средневековых кланов из
повседневного быта. Прародитель тех же нунтяк — цеп для обмолота
риса — до сих пор используется по назначению во многих странах
Индокитая. Одним цепом снопик риса охватывался и удерживался на
наклонной доске колосками вниз, а вторым цепом по нему наносились
удары, и освобожденное зерно скатывалось вниз.
Прародителем канадско-американской полицейской дубинки с боковой
рукояткой, перпендикулярной основному телу оружия, было оружие,
известное под названием «тунфа», практически полностью повторяющее
приспособление для поворота тяжелых мельничных жерновов, в
квадратные отверстия которых вставлялось это приспособление. За
боковую рукоятку можно было повернуть жернов. Серпы, топоры,
скамейки, вилы и прочая бытовая утварь заняла прочное место среди
бесчисленного разнообразия оружия ушу. Следует отметить, что нечто
подобное происходило во всех странах, и не раз косы, вилы, серпы и
топоры становились оружием народных масс. От народа к народу
кочевало и оружие разбойников типа славянских кистеня, чеснока,
шелепуги. Использовали все виды этих орудий и приспособлений и
воины «спокойных».
В Шоу союз камня, воды и дерева порождал оружие в виде плетей с
различного рода утяжелениями на конце. Если утяжеления были еще и
металлическими, то в союз вступал и знак воздуха, т. к. он же
являлся знаком металла.
К знаку воздуха принадлежали и метательные приспособления типа
«шурикенов» — тяжелых пластин различной конфигурации с
остроотточенными краями. Последователи Шоу Дао дали шурикенам
поэтическое название «горячая звезда, выпавшая из рукава». Это
оружие принадлежало воздуху и камню. «Горячая звезда с хвостом» —
метательные стрелки относились к воздуху и дереву. Совсем мелкие
метательные стрелки, которые бросали пригоршней или выдували из
трубки, принадлежали дереву, камню и воздуху одновременно и .
носили название «перья каменной птицы».
Если под действием какого-нибудь пружинного механизма из
деревянной (например, бамбуковой) трубки вылетала стрела, то такое
оружие принадлежало воздуху и дереву. Воздуху оно принадлежало по
двум причинам: стрела была сделана из металла и пролетала по
воздуху. Это оружие относилось к знаку дерева также по двум
причинам: во-первых, форма стрелы была ближе к палке, чем к камню,
и трубка, таящая в себе стрелу, также принадлежала знаку дерева.
Ядовитая пыль из растений, бросаемая в лицо противника,
принадлежала дереву и воздуху. Ядовитые газы относились только к
воздуху. Ядовитые газы, получаемые с помощью огня, принадлежали
воздуху и огню.
Сосуд из глины с зажигательной смесью связан со знаками воды,
огня и камня.
К знакам воды, воздуха и дерева принадлежал лук, но стихия
воздуха занимала в этом оружии главенствующее положение.
Оружием знака воздуха считался крик воина, а также звуки,
издаваемые с помощью специальных манков, частота звучания которых
могла воздействовать на внутренние органы противника. Существовали
и меры предохранения от воздействия таких манков, которые
относились к знаку дерева.
Кстати, к оружию в Шоу Дао относили и целый ряд предметов и
приспособлений, необходимых для подслушивания, преодоления
препятствий, нахождения под землей и водой, проникновения в замки
и т. д. Многие предметы были универсальными, ибо с их помощью
выполнялись самые разнообразные операции. Различные «кошки» и
кинжалы с цепочками и крюками, приспособления для лазания,
скрепления бревен в плот и ближнего боя одновременно,
представляющие собой когти на ремешках, одеваемые на кисть руки и
предплечье, на предплечье и плечо, стопу и голень. Существовали
мечи с крюками, обратной стороной которых можно было пилить, а
крюки использовать при переправе через пропасти и реки, для
лазания по деревьям и стенам, а также для боя против вооруженного
противника.
Мечи и ножи относились к знакам дерева и воздуха, так как
представляли собой сплав палки по форме и металла по содержанию.
Они были разных размеров, форм и предназначения. Были ножи с двумя
и тремя разнонаправленными лезвиями, были мечи, таящие в себе
кинжалы, крюки, цепи и набалдашники. Оружие обильно оснащалось
прорезями, зазубринами и отверстиями, которые служили разным
целям.
Особую роль в системе вооружений играли доспехи. Доспехи
делились на инь и ян. Инь - доспехи были скрыты от взора
противника и одевались либо на голое тело, а потом прикрывались
одеждой, либо вшивались в саму одежду. Простейшими видами доспехов
были пластины, вшитые в одежду и защищающие не только внутренние
органы, но и предплечье, плечи и голени. Они с успехом применялись
против колюще-режущего оружия и могли использоваться для нанесения
ударов. Широко использовались и потайные пластины в виде длинной и
узкой буквы П, куда попадал клинок противника, после чего его либо
ломали, либо вырывали из рук вращательным движением.
Щиты были маленькие и большие, из разных материалов и также
использовались для разных целей. На легких щитах можно было
переправлять через реки амуницию. Тяжелые щиты использовались в
«генеральных» сражениях, кожаные щиты или обитые кожей
металлические щиты брали с собой на тайные акции, чтобы не
привлекать внимания шумом или блеском.
К сочетанию первоэлемента дерево с самим собой относили
используемых в качестве оружия животных и человека. Ведь живое
«дерево» в сочетании с самим собой давало еще более живую
субстанцию, т. е. животных или человека. Правда, человек считался
в Шоу трехкратным порождением дерева, а постигший тайны Шоу —
четырехкратным.
Животные заносили в лагерь противника заразные болезни, их
натаскивали для нападения на воинов врага или для передачи
секретных сведений. Использовались животные и сами по себе —
опасные, например, змеи, иногда служили для того, чтобы замести
следы. Например, возле человека, убитого специальным двурогим
наконечником, смазанным ядом, проколы от которого имитировали укус
змеи, оставляли саму змею, для того, чтобы скрыть участие в этом
деле человека.
Оружием человека считался он сам. его тело, его навыки и
специальным образом подготовленные части тела, которые тем или
иным способом использовались при атаке и защите, что собственно и
являлось составными частями искусства боя без
оружия.
Оружием в Шоу Дао считалось и умение маскироваться в любом
месте, в любой среде и при самых разных обстоятельствах. Навыки и
приемы этого искусства также принадлежали разным первоэлементам и
их сочетаниям. К дереву и воде относились способы маскировки в
воде с помощью растительности, к камню и воде - маскировка в
прибрежном иле или на мелководье. 'Воздуху, камню и воде
принадлежал способ маскировки в норах под берегом; огню, воздуху и
воде — способ маскировки под водой с помощью глиняных емкостей с
воздухом, когда на поверхности воды пылала горючая смесь. К знаку
воздуха относились способы маскировки в темноте с помощью одежды,
а на свету—с помощью различных порошков, туманностей и ослепляющих
вспышек. Если порошки приготавливались из растений, то в союз с
воздухом вступало дерево. Если использовалась взрывчатая смесь, то
к воздуху добавлялся элемент огня.
«Дыханием дракона» называлось вооружение, которое приготавливали
на основе пороха, порошков ядовитых растений, различных масел,
обеспечивающих хорошую возгораемость и продолжительность горения,
добавок, обеспечивающих яркость вспышки, а также наполнителей,
придающих смеси другие необходимые качества. В качестве оболочки
использовалась скорлупа яиц или глиняные кувшинчики.
Некоторые виды вооружения, как, например, «дыхание дракона»
являлись как оружием боя, так и оружием маскировки. К какому
классу их следовало причислить, зависело от каждого конкретного
случая и от цели, с которой они применялись.
Маскировка среди растительности и внутри ее относилась к знаку
дерева. Способ, когда воин пытался «прикинуться» кустом и
прикрыв себя ветками, принадлежал элементам воздуха и дерева. К
двойному знаку дерева относились способы маскировки под животное.
Для этого использовались как части животного, его помет, так и
навыки имитации криков, поведения и следов животного. Под знаками
трех деревьев разрабатывались способы маскировки под человека. Шоу
мастерски мог перевоплотиться в крестьянина или монаха, вельможу
или воина, ремесленника или факира. Он мог притвориться мертвым и
больным, женщиной и мужчиной, стариком и старухой.
Способы связи также относились к оружию. К знаку воздуха
причислялся тщательно разработанный язык жестов, к знаку огня —
условные сигналы кострами и светом, к знаку воды — спускаемые вниз
по речке донесения. Существовал язык камней и деревьев. «Языком»
воды считалась передача сообщений с помощью сочетания различных
узлов на веревке. Нечто подобное, кстати, существовало у
американских индейцев, использовавших раковины и веревки как
своеобразную письменность.
Оружием сыпались и психологические способы воздействия на
противника и даже использование черт его характера. Недаром
наставники Шоу учили:
«Помни, достоинства и недостатки твоего врага — твой щит и твое
копье».
Склонность к тщательной систематизации знаний присуща всем
школам ушу, в том числе и школе Шоу Дао. Оружие в Шоу
подразделялось на инь и ян, на жесткое и мягкое, на оружие жизни и
смерти, на тяжелое и легкое, на внешнее и внутреннее, на живое и
мертвое, на видимое и невидимое, на осязаемое и неосязаемое; на
то, которое вокруг и то, которое в тебе; на то, которое улетает и
то, которое остается на месте; на то, что покидает руку ненадолго
и снова возвращается и на то, что крепко удерживается рукой; на
то, которое проникает внутрь и то, которое бьет по поверхности; на
то, которое воздействует приятно и то, что приносит мучения; на
то, что действует сразу и то, что действует потом; на то, что
используется с другим оружием и то, что используется
самостоятельно; на то, что вмещает в себя другое оружие и то, что
помещается в другое оружие и т. д. При желании список черт оружия,
по которым проводилась классификация, можно продолжать еще очень
долго, но я думаю, что читатель получил уже кое-какое
представление о разнообразии оружия в тайном клане и о самом
понятии оружия Шоу. И все это при том, что я еще ни словом не
обмолвился о нескольких десятках интереснейших групп вооружений,
таких, как например, механические «ловушки» Шоу, приспособления
для полета и многое другое, но в последующих статьях, посвященных
школе Шоу Дао, рассказ об оружии будет продолжен.