Сайт боевых единоборств
Айкидо
"Рандори" - свободная форма поединка
Словом “рандори” обозначают реально встречающиеся ситуации, возникающие в поединках, когда наге отражает атаки одного или нескольких (в том числе - вооруженных) противников, нападающих в произвольной последовательности; так же называют соответствующий вид самообороны и посвященный ему курс тренировок для мастеров.
В таких ситуациях, отличающихся стихийностью и непредсказуемостью, уке и наге могут свободно выбирать приемы нападения и защиты из всего арсенала Айкидо, следя только за тем, чтобы не нанести повреждений друг другу.
Рандори - это высшая и
наиболее выразительная форма
айкидо и, соответственно,
заключительный курс самых
сложных тренировочных
упражнений. Ее можно и нужно
использовать только тогда, когда
обороняющийся вполне уверенно
владеет всеми элементами,
приемами и методами айкидо,
применяя их с полной
целесообразностью и в то же
время - совершенно автоматически.
Тот, кто борется со
злом, ненавидя его,
- тот сам
служит злу, потому что он
поощряет насилие; тот, кто на
зло отвечает добром, - тот
святой, потому что он изгоняет
насилие; тот, кто бежит от зла,
- тот трус, потому что он
склоняется перед насилием; тот,
кто терпит зло, - тот глупец,
потому что он жертвует собой в
угоду насилию;
Тот, кто подчиняет себе зло - тот мудрец, потому что он побеждает насилие!
Нападающий должен быть в хорошей спортивной форме и обладать хорошей реакцией, а также уверенно владеть приемами свободного падения и переворотов в любую сторону.
Значение рандори
Пока мы живем, мы подвергаемся воздействию разнообразных и противоречивых природных и общественных явлений, испытываем трудности, решаем проблемы, участвуем в конфликтах. Вследствие этого многие люди чувствуют себя подавленными, ведя непрестанную изнурительную борьбу за выживание против разных (иногда - воображаемых) враждебных сил и влияний. Приходит день, когда силы кончаются и наступает разочарование в жизни: жизнь, состоящая из одной борьбы, не стоит того, чтобы за нее бороться. Горький парадокс!
Айкидо, посредством физических упражнений, формирует у людей новые воззрения, позволяющие установить гармонические отношения между людьми, основанные на активной деятельности. Это позволяет избежать или избавиться от многих проблем.
Но как вести себя в тех случаях, когда конфронтация неизбежна? Практическое айкидо отличается тем, что объединяет самые разные физические и духовные силы, так что они начинают взаимно дополнять одна другую и действовать в общем направлении, способствуя достижению высшей степени цельности личности. Если подобные методы перенести (хотя бы частично) в другие области человеческой деятельности, то ограниченная и изнуряющая “жизнь ради борьбы”, протекающая по принципу “каждый против каждого”, превратится в гармоничную и созидательную “жизнь ради радости”. Связанные с этим перемены в определении смысла жизни будут иметь большое значение не только для отдельной личности, но и для человечества в целом, поскольку они направлены на утверждение принципа мирного сосуществования. Это важно и для определения отношения людей к окружающему миру.
Понятно, однако, что люди, по своей природе, наделены ограниченными возможностями претворения разумных идей в жизнь. В поисках подходящих методов и для определения их полезности и возможностей их применения приходится тренироваться на учебных примерах, моделирующих реальные ситуации. В этом отношении айкидо предоставляет богатые возможности.
Учебный процесс строится так, что его участники, при всем их миролюбии и дружелюбии, противопоставляются друг другу. Тот, кто исполняет роль нападающего (уке), проводит атаку и устремляет свою духовную силу Ки против обороняющегося (наге). Наге старается перехватить действующую силу и, поступая согласно принципам айкидо, дополнить ее, или изменить ее направление, или нейтрализовать ее. Задача достаточно простая, а техника нападения и защиты хорошо отработана. Она учитывает физические возможности учащихся и предусматривает, что партнеры регулярно меняются ролями, чтобы всесторонне освоить все движения. Агрессивность уке имеет учебный характер и не причиняет обороняющемуся действительного вреда. Поэтому любые технические ошибки не приводят к серьезным последствиям. Занятия не требуют от учащихся особого напряжения и чрезмерных усилий. Самые ценные навыки заучиваются до степени автоматического исполнения, проникая в подсознание, что придает надежность применению более сложных приемов. На этой стадии обучения очень опасна неправильная оценка своих возможностей, поскольку с овладения боевым искусством начинается путь к мудрости и самопознанию.
Попадая в ситуацию рандори, обороняющийся должен отражать особенно агрессивные и трудные атаки. В борьбе с вооруженными противниками любая ошибка может иметь непоправимые последствия; поэтому, если не удается прийти к соглашению, обороняющемуся действительно приходится защищать свою жизнь. Проблема защиты от нападения, выполняемого разными силами и средствами, имеет общее значение и требует быстрых решений, складывающихся на основе подсознательных реакций.
Чтобы стать мастером айкидо, недостаточно научиться отражать (даже и с большим искусством) одиночные атаки, выполняемые с небольшой скоростью. Мастер - тот, кто умеет применить все методы и все содержание айкидо, используя при этом все духовные и физические особенности и зависимости, чтобы уравнять свои шансы в борьбе против многочисленных, сильных и вооруженных нападающих.
Свободные формы движений, основанные на постоянной устойчивости центра тела, свойственные рандори, являются выражением духовной и физической свободы обороняющегося. Они также служат показателем и существенной составной частью истинного мастерства, которое является целью спортсмена, настойчиво идущего по пути До. По этим причинам курс рандори является важным предметом, который должен освоить каждый, желающий пройти экзамен на звание мастера айкидо.
Методы и разновидности рандори
Чтобы получить вторую кийу (голубой пояс) айкидо, спортсмен - айкидока должен пройти продолжительный курс тренировок по овладению элементами и основными приемами, изучить курс повышенной сложности из раздела ката и освоить начальную ступень курса рандори.
Для защиты от рассмотренных выше приемов катате-тори, рийоте-тори или катате-рийоте-тори, применяемых в произвольной последовательности, наге должен использовать все уже освоенные им оборонительные приемы. Это новая задача, отличающаяся (в качественном и количественном смысле) от программы прежних тренировок, посвященных разучиванию отдельных технических приемов “по договору” между партнерами. Ее решение требует надежного владения техническим содержанием айкидо, усвоенным ранее, и предполагает наличие интуиции, автоматизма в исполнении приемов, чувства времени и пространства, разносторонности, умения наблюдать и ориентироваться на месте поединка и приспосабливаться к смене обстановки.
Чтобы пройти экзамен на получение первой кийу, нужно освоить защиту от атакующих приемов йокомен-учи, шомен-учи или шомен-тсуки, связанных с нанесением удара или толчка спереди. Это требует умения вести борьбу на сокращенной дистанции и в динамичной форме, что ставит перед обороняющимся новые задачи.
Во время подготовки к экзамену на получение первого дана спортсмен уже должен уметь применять навыки в объеме первой ступени рандори (как за нападающего, так и за обороняющегося), которая рассматривает защиту от многократных атак одного невооруженного нападающего. Наге должен уметь осуществлять длительную эффективную и разнообразную защиту, исполняя освоенные приемы и методы.
Такие поединки представляют собой своего рода “свободную игру” соперников одинаково высокого уровня, намерения и действия которых отличаются неожиданностью, изменяясь по силе, направлению и характеру исполнения. В таких случаях обороняющийся только тогда сумеет постоять за себя, когда он сможет в решительный момент автоматически применить целесообразный прием, последовательно действуя по принципу дополнения ирими или тенкан.
Необходимое при этом умение постоянно приспосабливаться к меняющейся обстановке, определять благоприятные моменты и искусно использовать свои силы возможно лишь тогда, когда учащийся свободен в своем сознании. Даже интеллектуальная одаренность не всегда имеет значение, потому что только человек, свободный душой и телом, может мгновенно реагировать на внешние явления по команде своего подсознания. Например, любой здоровый человек автоматически уклоняется от неожиданно брошенного мяча. Следуя этому принципу, можно путем упражнений научиться надежно и быстро автоматически выполнять различные уклонения, перемещения, обманные приемы и т. п. Конечно, при этом подразумевается, что само событие оставляет достаточно времени для реагирования: например, время полета мяча должно быть не меньше, чем время реакции на его полет. Положение осложняется, если в человека бросили несколько мячей одновременно или в произвольной последовательности; здесь требуется выбрать способ отражения нескольких летящих предметов и суметь скоординировать движения при исполнении замысла. Этот пример поясняет, какого рода трудности должен преодолеть спортсмен, желающий сдать экзамен на получение второго дана, когда требуется отражать одновременные атаки двух нападающих. Враждебные действия, быстро следующие одно за другим и требующие быстрой ответной реакции, могут смутить обороняющегося, так что его разум и тело окажутся на какое-то время в скованном состоянии. Наге теряет свой истинный Центр, а с ним -и способность к действиям, оказываясь безоружным перед нападающим. Только продолжая тренировки под руководством преподавателя, учащиеся снова обретают утраченное чувство уверенности в себе. Они осознают, что мнимое превосходство нападающего основано не на его преимуществе в умственных и физических способностях, а на его умении проводить свои действия внезапно, настойчиво и координирование.
Нападающий отнюдь не свободен в своих мыслях и действиях, потому что его ум, планирующий атаку, и его тело, исполняющее его намерения, ограничены условиями определенной позиции, зависящей от позиции обороняющегося, против которой он и должен выступить. Опытный спортсмен использует этот важный факт для повышения степени целесообразности своих действий; этот же принцип помогает находить единство в действиях многих нападающих.
Искусно чередуя движения уклонения с оборонительными приемами, наге может так повлиять на ритм и направление атаки, что нападающий окажется под его полным руководством (как в физическом, так и в духовном смысле) и в конце концов будет нейтрализован. Наге лишает нападающего его разрушительной силы, действуя подобно катализатору в химической реакции. Он выступает в роли необходимой составной части единой системы, энергию которой он направляет для достижения своих целей с помощью определенных конкретных мер.
При проведении экзаменов на получение первого и второго дана используется облегченный вариант рандори, называемый “джуно-гейко”. Это значит, что нападающий и обороняющийся действуют как в реальном поединке, но все же контролируют прилагаемые усилия. Приемы проводятся с некоторым замедлением, чтобы партнер успел предпринять ответные меры. Неизбежные ошибки компенсируются “мягкой” манерой ведения поединка; “болевой” способ обучения, конечно, недопустим.
Для получения третьего дана спортсмен должен интенсивно осваивать техническое и теоретическое содержание айки-до в течение примерно 10 лет. К концу этого срока его мастерство должно позволять ему успешно обороняться от двух одновременно нападающих противников, действующих жесткими методами (какари-гейко), и нейтрализовать их, не нарушая при этом принципов гармонии и любви к ближнему. Решение этой трудной задачи требует не только владения техникой борьбы, но и наличия определенных личных качеств. Если сосредоточить внимание только на нейтрализации физических сил нападающих, то поединок примет жесткую форму, утратив богатое теоретическое содержание, присущее рандори. При таком подходе рандори превращается в чисто практическую разновидность самообороны.
Приведенные замечания непременно и в особой степени относятся к тем частям курса рандори, которые изучаются для получения высших данов айкидо. Здесь тоже применяется жесткая разновидность рандори - какари-гейко, причем наге должен одержать верх над тремя одновременно нападающими противниками.
Для получения пятого дана нужно уметь победить трех противников, один из которых вооружен. Такой поединок способен выиграть настоящий мастер айкидо, тот, который постоянно сохраняет полную свободу действий, не нарушая при этом принципа гармонии, уверенно, без лишних эмоций подчиняет своей воле стремительно атакующего противника и нейтрализует его, не нанося ему повреждений, и при этом не теряет своей физической устойчивости и внутренней стойкости.
Методы тренировок по курсу рандори
Если спросить мастера айкидо о том, каким образом можно хорошо овладеть рандори, то он, не задумываясь, ответит: “Не будешь спешить - когда-нибудь овладеешь!” Это суждение заключает ту мысль, что многолетние упорные тренировки рано или поздно приводят к повышению уровня мастерства спортсмена. Но в нем содержится и предупреждение нетерпеливым учащимся, которые в спешке начинают “строить свой дом с крыши”, т. е. усиленно разучивают эффектные сложные формы рандори, оставляя “на потом” освоение основных элементов, требующее много труда и времени.
С учетом приведенных соображений в Германском союзе айкидо разработаны методические указания, тренировочные упражнения и спортивно-игровые формы занятий, обеспечивающие интересное и эффективное обучение курсу рандори. Ниже приводятся, в качестве примеров, описания нескольких упражнений, использование которых принесло хорошие практические результаты.
Упражнение 1
Ситуация. Несколько учащихся передвигаются по площадке произвольным образом; все держат руки на поясе.
Задание. Ни один спортсмен не должен дотрагиваться до других участников упражнения.
Учебная цель. Отработка (до степени автоматического исполнения) всех форм движения (сабаки) в их взаимной связи, путем разучивания уклонений от произвольно направленных сил; выработка умения вовремя замечать опасность и своевременно на нее реагировать.
Упражнение 2
Ситуация. 2-4 спортсмена, приняв боевые позы, приближаются прямолинейно, с разных сторон, к одному участнику упражнения, выставив руки ударной частью вперед (но не совершая нападения!).
Задание. Обороняющийся должен избежать контактов; партнеры должны научиться влиять на движения друг друга.
Учебная цель. Научиться автоматически (бессознательно) уклоняться от направленных сил и использовать передвижения (сабаки) как тактическое средство влияния на движение партнера (не прибегая при этом к физическим контактам). Развивать умение наблюдать за окружающей обстановкой и сохранять нужную дистанцию, вырабатывая в себе “чувство пространства” и “чувство дистанции”.
Упражнение 3
Ситуация. Обороняющийся окружен четырьмя нападающими, находящимися от него на расстоянии примерно в 2 м; нападающие проводят атаку, не сговариваясь предварительно друг с другом, причем момент для нападения каждый из них выбирает самостоятельно; атака производится в произвольной, но контролируемой форме.
Задание. Своевременная (как можно более ранняя) концентрация внимания и силы Ки на нападающих; мгновенное исполнение необходимых физических действий и движении. Уход с опасной линии атаки посредством уклонения или входа.
Учебная цель. Научиться устанавливать и поддерживать состояние гармонии между духом и телом. Выработка способности автоматически реагировать на опасность, охраняя себя. Выбор и применение метода ведения поединка согласно ситуации: ирими или тен-кан. Выработка умения распознать и использовать “благоприятный момент”.
Упражнение 4
Ситуация. Обороняющийся спортсмен, занявший боевую стойку, подвергается непрерывным атакам двух-трех нападающих, выполняемым в “мягкой форме” (джуно-гейко). Нападающие проводят атаки с нанесением ударов и толчков, не произвольно, а соблюдая принцип целесообразности.
Задание. Обороняющийся должен избегать “попаданий”, ограничивая движения, действия рук и вообще инициативу нападающих. Применение бросков и болевых приемов не разрешается.
Учебная цель. Улучшить согласованное и взаимосвязанное исполнение всех элементов. Научиться нарушать согласованность действий нападающих, создавая помехи их движениям, ускоряя и замедляя их. Научиться осуществлять свой план ведения поединка и готовить ситуацию, благоприятную для проведения серии приемов. Обеспечивать мотивацию усилий с помощью положительных эмоций, вызываемых достижением успеха; подавлять и отключать отрицательные эмоции путем ограничения возможностей для действий противников. Проверять и совершенствовать действие внутренней силы Ки.
Главы из книги "Айкидо Феникс"