Сайт боевых единоборств
Национальные боевые искусства
К.В.Асмолов
МЬЯНМА ТХАЙИНГ – БИРМАНСКИЙ РУКОПАШНЫЙ ВОЙ
На фоне тайских, вьетнамских, филиппинских боевых искусств
традиция самообороны Мьянмы (Бирмы), не известна достаточно
широко, и упоминают о ней у нас, как правило, лишь вскользь. Такое
сниженное внимание представляется нам незаслуженным, тем более,
что, по мнению самих бирманцев, аутентичная традиция боевого
искусства существовала в их стране с XI века, а столь широко
известный тайский бокс является лишь достаточно выхолощенным и
упрощенным вариантом боевого искусства бирманского происхождений.
Правда, согласно тайским источникам, бойцы муай тай обычно
побеждали своих бирманских противников, но спор тайцев и бирманцев
о том, чье боевое искусство лучше, несколько напоминает японо-
корейские дискуссии на темы, касающиеся взаимоотношений карате и
тхэквондо.
В Бирме существует единый термин для обозначения боевых искусств
вообще «тхайинг» или «мьянма тхайинг», что значит «бирманский
рукопашный бой». Однако, как и в других языках, название это
собирательное и объединяет «набан» - борьбу, подобную
классической, имеющую индийское происхождение; «летхвэй» -
оригинальный «бирманский бокс»; «бандо» - наиболее известную и в
стране, и за ее пределами систему рукопашного боя,
сформировавшуюся под определенным китайским влиянием;
«баншай» - техники работы с традиционным оружием.
Данные о боевых искусствах впервые появляются в бирманских
хрониках династии Паган (Х1-ХН). Особо отмечается их расцвет в
правление Анауратхи Минсау. Центрами развития и пропаганды боевых
искусств были буддийские монастыри. Насколько сильно в них было
китайское влияние, не совсем понятно, но техники медитации, к
которым там прибегали и прибегают по сей день. восходят к чань -
буддийской традиции. Это важно иметь в виду. поскольку ведущим
направлением бирманского буддизма является тхеравада. то есть
хинаяна (малая колесница), которая проповедует уход от мира, и
поэтому между нею и боевыми искусствами не произошло такого
глубокого взаимопроникновения, как в Японии или Китае.
Центром обучения боевым искусствам была своеобразная «военная
академия» Газа Кхунит Кьяунг или Кхо Кьяунг, в которой воины,
сыновья правителей и аристократов изучали не только боевые
искусства, но и получали широкое образование. Наставниками их
обычно были буддийские монахи. Кроме этого, специально боевым
искусствам обучались телохранители короля, и такого широкого
преподавания боевых искусств, как во многих других странах
Востока, здесь не было. Хотя, конечно, показательные выступления и
состязания проходили часто. И раз в год лучшему бойцу страны
присваивалось звание «королевского боксера». Традиция эта жила до
XIX века, когда Бирма была оккупирована Англией, и сама
королевская династия прекратила свое существование.
С установлением господства англичан наступил естественный упадок
национальных боевых искусств. Закон начал преследовать и учителей,
и учеников. Окончательно традиция не угасла, но спустилась до
уровня деревенского развлечения, показательных выступлений на
народных праздниках в отдаленных горных деревушках. Конечно,
настоящие мастера боевых искусств - «летхвэй сая» продолжали
тайное обучение реальным приемам, но делалось это все реже и реже,
и многие из них эмигрировали в соседний Таиланд.
Первая счастливая возможность возродить национальные традиции
искусства боя появилась в 1933 г., когда их начали
пропагандировать во вспомогательных частях британской армии,
состоящий, в основном, из бирманцев и непальских горцев - гуркхов,
известных своей воинственностью. В этом году офицеры из числа
отдельной бригады гуркхов, служащих в Бирме, организовали занятия
в своем армейском гимнастическом клубе. Дальнейшее развитие эта
тенденция получила во время второй мировой войны, когда пришедшие
в Бирму японцы, поощрявшие бирманский национализм и даже создавшие
марионеточную армию при таком же марионеточном бирманском
правительстве, активно способствовали воскрешению местных боевых
искусств. В 1942 г, известные мастера У Пье Тхиен и Сая Пуа начали
активную пропаганду тхайинг. После второй мировой войны, когда
Бирма получила независимость, министерство спорта начало проводить
ежегодные соревнования по «бирманскому боксу». В 1946 г. Была
сформирована Всебирмамская федерация тхайинг, которую возглавил
ученик У Пье Тхиена У Чит Тхан. В этом же году У Ба Тхан Гьи,
занимавший пост директора департамента физической культуры в
министерстве образования, создал Международную ассоциацию бандо с
центром в Рангуне, столице Бирмы. Задачами своими он считал как
увековечивание памяти павших на бирманском театре военных
действий, так и восстановление традиций бандо, создание единого и
обновленного его стиля на базе комплексной традиции тхайинг. В
1950 г. обновленное бандо было создано, а в 1962 г. объявлено
национальным видом спорта. У Ба Тхан Гьи много странствовал по
Бирме от одного мастера к другому, собирая и кодифицируя приемы,
придумывая правила бандо как вида спорта. Умер он, уже считаясь
Великим Учителем, а его сын Маунг Гьи эмигрировал в США, где
создал Американскую федерацию бандо
- наиболее известную из организаций, практикующих бирманские
боевые искусства за пределами страны.
В Европе бандо часто называют бирманским карате, видимо, потому,
что его напоминают современные разновидности бандо. Более
традиционные школы включают в себя серии красивых плавных
движений, напоминающих техники китайских внутренних школ. Есть в
бандо и «звериные» техники, имитирующие движения буйвола, кобры,
орла, обезьяны, пантеры, питона, скорпиона, кабана, оленя, полевой
птицы, тигра, гадюки. Именно это, в основном, и отличает бандо от
бирманского бокса летхвэй, построенного только на жестких -
наступательных техниках.
Техники бандо включают в себя блоки, удары головой, удушения,
захваты пальцами наподобие «когтей», удары локтями, ногами и
коленями, вырывающие удары руками, подножки и броски. Обычно бандо
практикуется в трех основных формах. В «мягком» бандо бой ведется
против воображаемого противника по заранее подготовленной схеме.
Даже если партнер присутствует, то контакта с ним вовсе нет или
почти нет. Это немного похоже на ката в карате. В «среднем» бандо
ведется спарринг в легкий контакт в течение трех минут. Это
похоже. на спарринг в карате, но бой не прерывается, когда
засчитывается очко при проведенном ударе, а финальное решение
принимается по истечении времени, отведенного на схватку с учетом
техники, стиля и выносливости бойцов. «Жесткое» или «низкое» бандо
наиболее приближено к бирманскому боксу. Бои проходят в полный
контакт и заканчиваются нокаутом. Этим они напоминают муай тай,
лишенный каких-либо ограничений, обеспечивающих безопасность
партнеров. Например, в отличие от муай тай или кик-боксимга в
бандо разрешены удушения, а бойцы носят не боксерские перчатки, а
кожаные ремни, намотанные на руку наподобие древних тайских
полотняных бинтов и дающие возможность бить не только кулаком, но
и открытой ладонью или ее тыльной стороной.
И в технике обучения, и при кодификации приемов в бандо
господствует принцип «девять на девять». Он же присутствует во
всех аспектах тактики и этики. Существует девять базовых техник
перемещения; девять базовых блоков; девять основных типов ударов
ногами; девять способов ударов локтями, руками и коленями; девять
основных направлений атаки, приемов наступления и обороны; девять
основных типов перехватов, удержаний, бросков; девять техник.
направленных на отрыв противника от земли. Конечно, реальных
техник гораздо больше, чем девять, но рождаются они на этом
фундаменте.
Бандо имеет несколько стилей, различающихся по географическим и
этническим признакам. Разница между ними, примерно, такая же, как
между школами в карате. Просто надо помнить, что Бирма - страна
очень многонациональная и, кроме бирманцев, в ней живут еще шаны,
карены, моны, качины и кхмеры, являющиеся коренным населением
отдельных райнов.
Бандо может быть и любительским, и профессиональным. В последнем
случае подготовка начинается с подросткового возраста и проходит
по принципу, аналогичному подготовке борцов сумо в Японии и
боксеров в Таиланде. Бандо изучается в армии и полиции. И в
современной Бирме считается, что лучше всего традиция сохранилась
именно в воинских частях. Бандо занимаются и женщины. Техника
уходов и освобождений от захватов, принятая в бандо - удобный для
них вид самообороны. Лучшими бойцами традиционного бандо считаются
качины и карены. Шаны известны своими военными танцами,
напоминающими бой с тенью под музыку. В их танцевальном искусстве
сохранилось большинство старых комплексов с оружием. Среди
легендарных мастеров бандо и буддийский монах Сая Сан -
руководитель антибританского восстания в Бирме в 1930 г., очень
напоминающего восстание ихэтуаней в Китае в начале XX века.
Легенды, которые ходят о нем, очень похожи на рассказы о великих
мастерах Китая, вроде тех, которые описаны в «речных заводях»
Шинайаня. Особенно активными его последователями были шаны. Среди
других известных мастеров - Сая Но Тхит, знаменитый своей техникой
ударов ногами и коленями по всем частям тела противника. В 40-х
годах он провел несколько поединков с мастерами муай тай в
Бангкоке, Чиенгмае и Чиенграе, сражаясь в полный контакт без
ограничений, принятых в муай тае; Сая Мьен Са - мастер из Южной
Бирмы, специалист по монскому направлению, известный своими
техниками перехватов и ударов локтями; Тхара Сау Ни - наиболее
известный мастер кайинской системы боя, специализировавшийся на
ударах ногами и головой.
Одежда, применяемая в бандо, - это только шорты (трусы) и лангот
- треугольный пояс, играющий роль своеобразного протектора,
защищающего пах. В Бирму он, скорее всего, пришел из Индии. Во
время боя за него можно хватать при проведении броска. Иногда тело
натирается маслом, а на руки и ступни надеваются примитивные
протекторы, сделанные из мякоти кокосового ореха. В школах
модернизированного бандо (особенно, в Америке) носят черную
униформу, как символ памяти о погибших на бирманском театре
военных действий. Кроме того, это цвет шкуры черной пантеры -
тотемного зверя бандо. Как и в муай тай, тела профессиональных
бойцов могут быть покрыты татуировкой - обычно изображениями
животных. Раньше вытатуированный зверь обозначал принадлежность
бойца к тому или иному подразделению бирманской армии, а сейчас
считается, что изображенный зверь как бы передает человеку с такой
татуировкой часть своей силы и быстроты. Помимо того, сама
процедура нанесения сложного рисунка такой татуировки, достаточно
длительная по времени, служит хорошим способом воспитания
выносливости, выдержки и силы духа.
В бандо традиционно нет системы официальных рангов. Считается,
что выделение кого-то может обидеть окружающих. Поэтому в Америке,
где с проблемой градации пришлось столкнуться, систему данов
построили просто по стажу занятий. Чтобы получить первый дан,
нужно прозаниматься 5 лет. Затем через каждые три года
присуждается последующий дан, вплоть до шестого. Седьмой, восьмой
и девятый - присуждают с интервалом в 10 лет. И чтобы стать гранд-
мастером, надо потратить полвека на изучение бандо.
Бандо не стремится превращаться в спорт. Большинство организаций
не являются коммерческими и не ведут активную рекламу своей школы
или своего стиля.
Бирманский бокс, летхвэй, считается гораздо более спортивным по
своему характеру направлением боевых искусств Бирмы. Если бандо
практиковалось, в основном, среди аристократии и в армии, летхвэй
был крестьянским видом боевых искусств. Состязания в летхвэе
обычно приурочивались к празднику урожая и проводились на
утрамбованной земляной площадке или деревянном помосте диаметром
около восьми метров. Форма одежды была аналогична бандо. Руки
боксеров от локтя до плеча тоже покрывались татуировкой, которая,
в основном, символизировала мужское достоинство. В технике
разрешается бить руками, ногами, локтями, коленями и головой.
Захваты и броски применяются ограниченно, а царапание, дергание за
одежду, укусы и удары в пах запрещены. Бои проходят в очень
быстром и яростном темпе, часто - до первой крови. Но бойцы должны
быть внимательны к своему партнеру и не стремиться специально
нанести ему сильные повреждения. Если противник не готов, бой не
начинают. Нельзя бить лежачего или опустившего руки. В случае
серьезного повреждения противника боец обычно первый бросается ему
на помощь. И вообще, победитель часто делится с побежденным
наградой, полученной за участие в бою. Матч судят два судьи и
рефери. Каждый бой состоит из четырех раундов, а каждый раунд
состоит из четырех отрезков, перерыв между которыми определяется
судьями. Весовых категорий нет, и бойцы разделяются на три
категории по опытности и успехам, достигнутым ранее. Бой
начинается с поклонов судьям, партнеру и аудитории.
Непосредственно перед схваткой исполняется «мистический танец»,
являющийся, скорее всего, заимствованием тайского «уай кру».
Также, как и в Таиланде, бой проходит под аккомпанемент оркестра
«сайнг вайнг», состоящего из ударных инструментов и пищалок.
Монотонная дразнящая мелодия имеет сменный ритм, убыстряющийся по
мере развития боя и достигающий кульминации в моменты особенно
быстрого и резкого обмена ударами.
Важным элементом подготовки бойца как в бандо, так и в летхвэй
является «летхвэй ей» - цепочки базовых движений и техник,
имитирующих каких-либо животных. Они могли выполняться и
непосредственно перед боем, складываясь в уже упоминавшийся нами
мистический танец, а формой вызова противника на поединок в старые
времена была рецитация, в которой боец прославлял свои
достоинства.
Техника работы традиционным оружием в сегодняшней Бирме почти
утрачена. Известно, что среди традиционного оружия фигурировали
шест, копье и меч, похожий по форме на укороченную катану или
тайский меч «краби». Техника владения оружием складывалась под
китайским и индийским влиянием, а занесенный в Бирму непальскими
горцами нож «кхукри» даже стал символом бандо. Ведущим оружием
считался меч, классических техник владения которым насчитывалось
37. Как и во многих других странах, меч («дха») считался оружием,
вынимаемым из ножен только для пролития крови, а не для похвальбы
или развлечений. Бирманский меч несколько длиннее и легче
тайского. Он тоже одноручный и может использоваться как один, так
и в паре. Сейчас техника владения им и другим традиционным оружием
сохранились, в основном, только в пограничных с Таиландом деревнях
или народных танцах (особенно, шанских).