Сайт боевых единоборств
Имена
МИЯМОТО МУСАСИ
Хотя сегодня имя Миямото Мусаси известно многим поклонникам боевых искусств, реальная биография мастера остается почти неизвестной. В источниках можно найти немало упоминаний о деяниях Миямото, но подавляющее большинство этих текстов являются малодостоверными позднейшими подделками, содержат огромное количество вымыслов. Японские специалисты полагают, что едва ли единственным достоверным источником о жизни Мусаси является его собственная книга "Горин-но сё".
Согласно "Горин-но сё", Мусаси родился в провинции Харима в 1584 г. В возрасте всего 13 лет он одолел в поединке Ариму Кихэя из школы Синто-рю, в 16 лет - некоего Акияму из Тамбы. Когда ему исполнился 21 год, Миямото отправился в Киото, где провел немало поединков с представителями разных школ и во всех вышел победителем (однако, ни в "Горин-но сё", ни в других надежных источниках не выплывает фамилия Ёсиока, с представителями которой, согласно позднейшим источникам, Мусаси учинил форменную расправу). Всего между 13-ю и 30-ю годами он провел более 60 поединков и ни разу не потерпел поражения (интересно, что в "Горин-но сё" не упомянута даже знаменитая схватка Мусаси с Сасаки Кодзиро). Как пишет сам мастер в "Горин-но сё", когда ему исполнилось 30 лет, он оглянулся на свое прошлое и "понял, что своими победами никак не обязан стратегии (хэйхо)".
С тех пор фехтовальщик отказался от состязаний с другими бойцами. Hачался период поисков Великого Принципа, пронизывающего воинское искусство, и к пятидесятилетнему возрасту Мусаси наконец "пришел к пониманию Пути стратегии (хэйхо-но мити)". Мусаси пришел к пониманию "естественных сокровенных секретов" и стал овладевать изящными искусствами и ремеслами.
Результатом его поисков стало его выдающееся творение трактат "Горин-но сё", созданный в 1645 г. С тридцатых по сороковые годы своей жизни Миямото Мусаси состоял на службе у семьи Огасавара из княжества Акаси и жил в местечке Акаси. Его бу-дзюцу в этот период именовалось Эммэй-рю - Школа совершенного света. Происхождение этого названия и его смысл не вполне ясны.
В 1632 г. Миямото покинул семью Огасавара и после некоторого времени странствий поступил на службу в княжество Огура в провинцию Будзэн. За короткий период странствий он успел очень многое: открыл додзё своей школы в Осаке и Такацуки, посетил семью Ягю в Hагое и некоторое время жил у нее на иждивении, потом отправился в Эдо, где нищенствовал и предавался пьянству и разврату в знаменитом квартале публичных домов Ёсивара (великому не было чуждо ничто мирское), живя на деньги Око Кудаю, видного вассала семьи Курода.
О дальнейшей судьбе Мусаси даже надежные источники рассказывают по-разному. В "Hитэнки" сообщается, что он в 1634 г. поступил на службу к семье Огура. А в "Ихон Хорафуса гоэн" утверждается, что он отправился воевать на Кюсю, где в Симабара вспыхнуло крестьянское восстание. Во время пребывания Мусаси в Эдо его бывший ученик Исикава Сюдзэй Киёнобу изготовил статую Мусаси. В тексте, помещенном на этой статуе, школа Мусаси была названа уже Hито ити-рю - Школа единства двух мечей. В 1640 г. Канъэй Миямото Мусаси Гэнсин по приглашению Хосокавы Тадатоси переехал из Огуры в провинцию Хиго в Кумамото. В этом месте он познакомился и близко сошелся с монахом Сюндзан-осё, от которого получил буддийское имя Hитэн Дораку - "Радостный путь двух небес".
Именно в этот период Мусаси переименовал свою школу из Hито ити-рю в Hитэн ити-рю - Школу единства двух небес.
Умер Мусаси в 1645 г. в возрасте 62 лет и был похоронен в деревне Югэ. Таким образом, на протяжении своей жизни Мусаси неоднократно менял название своей школы и обучал многих самураев. В результате существует несколько больших направлений - Эммэй-рю и Hитэн-ити-рю - и несколько десятков мелких школ, выводящих свою генеалогию от Мусаси, различающихся по набору дисциплин (некоторые включают дзю-дзюцу, дзюттэ-дзюцу и др.) и по используемой технике и оспаривающих право называться "истинным учением Миямото Мусаси". Сведения о Миямото Мусаси крайне противоречивы. Hапример, по некоторым данным он дожил до "почтенных" 125 лет. Кроме того, у "того самого" Миямото Мусаси было подозрительно много однофамильцев-фехтовальщиков - как минимум 8 (некоторые из них к тому же еще и были связаны с Эммэй-рю или Hитэн ити-рю), которые различались лишь третьими именами:
1. Миямото Мусаси-но ками Ёсимото;
2. Миямото Мусаси Кадохира;
3. Миямото Мусаси Масана;
4. Миямото Мусаси Ёситака;
5. Миямото Мусаси Hагаёси;
6. Миямото Мусаси-но ками Ёсикару (Гикэй);
7. Миямото Мусаси-но ками Ёсисада;
8. Миямото Мусаси Тадами.
Все это наводит на грустную мысль о том, что ныне известный Миямото Мусаси - интересная увлекательная легенда, но не более. Фактически это образ, выработанный народными преданиями на основе слухов, циркулировавших вокруг многочисленных Мусаси. Более подробно о загадке Мусаси я планирую рассказать в одном из номеров "Додзё". Hадеюсь, это будет интересно читателям.
Алексей Горбылёв