Национальные боевые искусства
К. В. Асмолов
БОЕВЫЕ ИСКУССТВА ИНДИИ
Единого термина для обозначения традиционных, уходящих
корнями в древнюю культуру страны, боевых искусств Индии,
пожалуй, не существует. И в разных регионах страны часто одно
и то же боевое искусство именуют по - разному. Большинство из
них в настоящее время носит скорее характер военных ИГР или
спортивной борьбы, из которой исключены наиболее опасные
техники. Мы попытаемся кратко охарактеризовать наиболее
популярные и известные из них.
Первое место в этом ряду занимает кушти, один из наиболее
широко распространенных видов национальной борьбы. Тренировка
борцов — «пахалванов» - чрезвычайно изнурительна и направлена,
в первую очередь, на развитие силы и выносливости. Тысячи
многообразных отжиманий с волнообразным движением позвоночника
и глубоких приседаний с утяжелением и без него, работа с
тяжелыми снарядами, специальная диета и различные виды массажа
формируют бойца большого веса, атлетического сложения, но
быстрого и проворного. Основные техники кушти построены на
захватах, подъемах и бросках, требующих применения недюжинной
силы; специальных видах хитрых «обезьяньих» захватов; захватах
за голову, шею и пальцы, позволяющих контролировать и ослабить
противника, и болевых захватах и замках, ломающих конечности.
Состязание пахалванов проходит в неглубокой квадратной яме или
на деревянном настиле. Задача борца — повалить противника на
лопатки. С 1947 г., когда к Индии вернулась независимость,
кушти объявили Национальным видом спорта, и индийские атлеты
демонстрировали это искусство на олимпийских играх.
Кушти послужила источником и базой для нескольких
связанных с ней видов борьбы. «Масти» заключается в том, что
один борец отбивается от группы. Опасные техники здесь
запрещены, и игра эта немного напоминает регби. «Бинот» —
искусство боя, в котором безоружный борец защищается голыми
руками против противника с мечом, ножом, копьем, шестом и др.
Другая разновидность самообороны без оружия против
вооруженного противника это «бандеш», где разработаны техники
обезоруживания противника и использования его оружия против
него же. Очень известна «ваджра мушти», где используется
оружие кастетного хвата типа ваджры (яп. «явара»), усиливающее
кулак. Цель ваджра мушти — обездвижить вооруженную руку
противника. По преданию именно его изучал Бодхидхарма, житель
Южной Индии, где это искусство наиболее распространено, до
того, как ушел в Китай.
Самостоятельную жизнь сегодня обрел «маллакхамб» — «столб
гимнаста». Раньше это был специфический вид тренировочных
упражнений как борцов, так и воинов, ныне — разновидность
гимнастики на стоячем, висячем, веревочном и иных видах
«столбов». Техника упражнений маллакхамба включает в себя
запрыгивания на столб на разную высоту и под разными углами,
упражнения с захватом за столб руками и ногами, сложное
балансирование на нем с предметами и без них, принятие
йогических поз, составление гимнастических пирамид и др. Игра
эта чрезвычайно сложна и требует высокой тонкости и точности
исполнения упражнений, чрезвычайной гибкости, ловкости, силы
выносливости, идеального чувства равновесия, быстрых
рефлексов, четкой координации всех движений.
В штате Манипур популярна «мукна» — силовая борьба между
двумя противниками примерно одного веса и роста. Захваты
разрешались только за специальный пояс из ткани — «кипи». Бить
руками и ногами нельзя. Проигравшим считается тот, кто первый
коснулся земли головой, спиной, плечами и коленями. Стойки,
правила и техники мукны напоминают различные виды борьбы
алтайского и монгольского происхождения.
В другом виде борьбы, «маплаоамбе», участники поединка
сидят на.
Существует еще множество иных видов борьбы. Все их
многообразие историки сводят к четырем типам, существовавшим в
Индии до активного проникновения в нее мусульманства. Это
«дхаранипата», которая строилась на приемах, направленных на
то, чтобы повалить противника; «асура», где допускались и
удары выше пояса; «нара», о правилах которой ничего не
известно, и «юддха»—наиболее кровопролитный вид борьбы.
Помимо тысяч школ борьбы, развита в Индии и традиция
кулачного боя. Среди них отметим «мукки бази», где, как в
кушти, проводились активные силовые тренировки, а также широко
практиковалась набивка рук. Мастер муки запросто разбивает
кулаком кирпичи и кокосовые орехи. Бой ведется с одним или
двумя противниками. Раньше в Варанаси проводились ежегодные
состязания по мукки бази, на которых сначала шли
индивидуальные поединки, а потом — групповой бой. И рост
популярности европейского бокса, и периодические запреты
привели к резкому снижению популярности мукки бази.
«Марма - ади» — бой, построенный на атаках жизненно важных
точек тела. Удары проводились различными частями рук и ног.
Здесь, как и в боевых искусствах Китая, разработаны комплексы
формальных упражнений и считается обязательным знание
медицинских аспектов боевых искусств.
Чрезвычайно известно и боевое искусство штата Керала —
«калари паятту», Которое часто именуют индийским каратэ. Оно
включает в себя четыре этапа обучения: первый — специальные
комплексы упражнений «маи - паятту», развивающие силу,
гибкость, быстроту реакции и способность глубокой концентрации
внимания, сочетаемые со специальным видом массажа «ужичил» с
использованием кунжутного масла; второй — «колтхари» —
упражнения с различными типами палок и шестов; третий—«анга
тхари»—тренировки с металлическим оружием (меч, меч и щит, два
типа ножей, кинжалы, копье, гибкий меч - плать «уруми», один
вид оружия против другого, где наибольшего искусства требует
«пулиянкам» — фехтование на мечах с односторонней заточкой;
последний — «верумкаи» — техника боя безоружного с
вооруженными противниками. Как и ваджра мушти, калари паятту
также претендует на роль первоисточника тех боевых искусств,
которые Бодхидхарма занес в Китай и Японию.
Среди других игр и сражений с оружием хочется отметить —
«силамбам» — тамильскую боевую игру с палками различной длины.
Применяемые в силамбам техники так эффективны и виртуозны, что
их взяли на вооружение при подготовке полицейских, способных с
помощью приемов силамбам и разогнать буйствующую толпу, и
отражать палкой бросаемые в них камни.
Рукопашный бой «варма калаи» напоминает калари паятту. Его
техники многие считают недостающим звеном между индийскими
боевыми искусствами и каратэ.
Только на работу оружием направлены техники «бана» или
«минхати», где боец, вращая над головой шест или цепь, не дает
противнику приблизиться к себе вплотную. Популярный в Индии и
Бирме «баншай» включает в себя работу разными типами
клинкового оружия. «Латхи», также изучаемый полицейскими — это
искусство работы длинным шестом весом около 800 г. «Фари-
гадка» использует небольшой кожаный щит в паре с деревянной
дубинкой, обтянутой кожей и имеющей колоколообразную гарду.
Свою систему боя как голыми руками, так и с оружием, имели и
грозные «миханги» — сикхи-воины. Известны и «тхаги» —
ритуальные душители, служители культа богини Кали.
Традиции боевых искусств прослеживаются и в традиционных
танцах Индии, и в ее военно-спортивных играх. К примеру, в
«дагдари» или в «сатха-мари», где всадйики («дагдары») или
пешие воины («сатха-мары») уклоняются от разъяренного слона
внутри загона, окруженного невысокой толстой стеной, через
которую легко может перепрыгнуть человек, но слону это сделать
не под силу. «Каббади», известная и под иными названиями,
напоминает смесь регби, дзюдо и гимнастики и требует от
участников увертливости, резвости, сильных легких, быстрой
реакции, сообразительности и ума. Суть ее заключается в том,
что один из участников команды должен суметь проникнуть на
половину противника и там коснуться кого-либо из участников
его команды. Если его поймали, ход переходит к противнику.
Естественно, существуют и иные игры подобного типа. Хотя бы
«Хо-хо» или «атья-патья», но перечислить все их в таком
коротком обзоре невозможно, и потому мы обещаем читателям, что
расскажем несколько подробнее о наиболее интересных и
самобытных видах боевых искусств и военно-спортивных игр,
упомянутых нами.
Кушти — национальная борьба Индии
Кушти — наиболее широко известный вид индийской
национальной борьбы. Название это встречается в языке хинди с
древности, а индийские мифы и легенды содержат немало историй,
живописующих борцовские поединки между богами и героями. Кушти
пользовалась большим покровительством правителей, и в
древности большинство состязаний, на которых часто сражались
до смертельного исхода, проходило в их присутствии и
обставлялось со всей восточной пышностью. Со временем кушти
трансформировалась и стала более безопасной, но и сегодня
многие ее техники применять в дзюдо или вольной борьбе не
разрешается. Существует множество школ и направлений кушти,
отличающихся друг от друга акцентом на те или иные техники.
Обычно такие школы носят названия, образованные от имен их
легендарных основателей. Наиболее известны Джарасандхи,
Бхимасени и Хануманти.
Борцов зовут «пахалванами». Тренировка их очень
изнурительная и акцентирована на общефизическую и атлетическую
подготовку. Она включает в себя сотни и тысячи отжиманий
(«сданд») с волнообразным движением позвоночника («джор»),
аналогичным используемому в комплексе хатха-йоги «Сурья нама-
скар». Выполняются эти отжимания с опорой на обе руки и ноги,
на колени, на одну ногу, в положении на боку. Есть в ней
глубокие приседания («байтхак»), выполняемые на стопах, на
кончиках пальцев, с одной выпрямленной ногой, с другим
атлетом, сидящим на плечах приседающего, или с тяжелым
каменным кольцом, надетым на шею. Многообразны и тренировочные
снаряды. В их числе «налы» — тяжелая каменная гиря в форме
бублика с перекладиной посередине для хвата за нее. Существует
несколько видов наль, в которых меняется вес и диаметр
снаряда. «Гири» эти используют как в одиночном, так и в парном
варианте. «Сумтола» — тяжелое бревно, выполненное из твердых
пород древесины, имеющее два паза для хвата руками. «Сумтола»
также могут быть различного размера и веса. Эту «штангу»
пахалваны используют для развития силы. Существуют и такие
варианты «сумтола», на которые может спокойно усесться один
боец, а другой «выжимает» его многократно во время
тренировки.
Развивают силу, выдержку и особенно укрепляют пальцы,
запястья и плечи упражнения с «карелой» — тяжелой дубиной,
которая может быть как каменной, так и деревянной. Другие виды
подобных дубин — «гада» и «экка». Упражнения с разнообразными
дубинами развивали мышцы груди и спины, живота и кистей, учили
контролировать собственное равновесие и инерцию движения этого
тяжелого снаряда. В подготовку пахалвана включались различные
виды массажа и специальная диета. Несмотря на внушительный вес
и атлетическое телосложение, пахалваны очень проворны.
В поединке задача пахалвана — повалить противника на
лопатки. При этом используется четыре основных типа техник.
Первый и самый легкий из них — «бхимасени». Это захваты,
подъемы и броски, требующие простого приложения грубой силы.
Можно, например, спокойно схватить человека за ногу или за
одежду, и, подняв его, швырнуть оземь. Второй этап —
«хануманти» построен на хитрых захватах. Третий, «джамбуванти»
— это захваты за голову, шею, пальцы, которые могут
контролировать или ослабить противника, но впрямую к победе не
приводят. Четвертый, и наиболее опасный — это «харасандхи»,
болевые замки и захваты, ломающие конечности.
Как правило, состязание проходит в неглубокой яме
квадратной формы, называемой «акхада», но может оно проходить
и на деревянном настиле. Перед боем борцы растирают на ладонях
грязь, чтобы обеспечить лучший захват. Чемпион («рустам»)
награждается большой деревянной булавой, часто разукрашенной
драгоценными металлами. Название этого титула восходит к имени
легендарного героя мусульманско-персидского эпоса, могучего
богатыря. Многие великие индийские борцы прославились по всему
миру. Одним из самых выдающихся среди них был «Великий Гама»
(1878—1960 гг.), считавшийся всеиндийским чемпионом. В 1926 г.
Станислав Збышко, чемпион мира по классической борьбе в
тяжелом весе и мастер американского кетча, прибыл в Индию,
чтобы сразиться с Великим Гамой. Являясь личным гостем
махарджи Патиала, два месяца он готовился к поединку, изучая и
это боевое искусство, но схватка его с Великим Гамой
закончилась через 90 секунд поражением.
В период британского владычества в Индии популярность
кушти упала, но с 1947 г., когда Индия обрела независимость,
кушти объявили национальным видом спорта.