Сайт боевых единоборств
Айкидо
Годзо Сиода и школа Ёсинкан
Сын сильного и
влиятельного врача, Годзо Сиода рано
проявил интерес к боевым искусствам,
который сохранил на всю жизнь. В доме
его отца, как это характерно для того
времени, жили многочисленные ученики
и ассистенты, которые учились у него и
помогали по хозяйству. Для того чтобы
они не бездельничали, когда были
свободны от учебы или работы, и
находились в хорошей форме, доктор
Сиода поощрял занятия учеников в
школе Дзюдо, созданной при его доме.
Помимо изучения Дзюдо в
школе своего отца, которая называлась
Ёсинкан, Годзо проявлял интерес к
Кэндо. Однако именно желание
проверить свои знания по Дзюдо
привело его в школу Морихэи Уэсибы,
учителя Дайто-Рю Айки-Дзюцу и бывшего
старшего ученика Сокаку Такеды. Дзюдо
Сиоды оказалось настолько
неэффективным по сравнению с техникой
Айки-Дзю-Дзюцу, что 23 мая 1922 г.
потрясенный Годзо в возрасте 17 лет
поступил в школу, известную как
Дзигоку, или «дьявольская». В то время
39-летний Морихэи Уэсиба был на вершине
своих возможностей.
Сиода учился в
Университете Такусёку, учебном
заведении, которое по сей день
продолжает выпускать выдающихся
мастеров боевых искусств. Он стал
одним из «трех лучших ребят» Такусёку:
двумя другими были Масатоси Накаяма,
который потом стал старшим
инструктором японской ассоциации
Каратэ, и Масахико Кимура, много лет
удерживавший титул чемпиона Японии
по Дзюдо. Сиода закончил университет в
апреле 1941 г. и в возрасте 26 лет был
направлен в Китай для участия в военных
действиях. Его учитель, Морихэи Уэсиба,
тогда преподавал в школе Рикюгун
Накано Гакко — академии для
армейских офицеров высшего ранга и в
школе Рикюгун Тояма Гакко, где наряду
с другими предметами изучали
смертоносную систему владения мечом.
В 1946 г., когда военные
действия прекратились, Сиода
вернулся в Японию и вновь начал
заниматься у Морихэи Уэсибы — но лишь
затем, чтобы вскоре оставить его и
начать развивать собственное
направление, которое он назвал
Ёсинкан в честь Додзё своего отца.
Учитель Уэсиба, которому уже было более
шестидесяти лет, постепенно превращал
свое боевое искусство в способ
духовного развития. Сиода же, как
основатель нового движения и потому
известный под титулом Канте,
предпочел сохранить исходные
эффективные методы единоборства, которые
изучал до войны. Впоследствии школа
Ёсинкан всегда отличалась
выносливостью, хорошей подготовкой
своих представителей и
эффективностью техники. В результате
она и по сей день остается школой
подготовки, наиболее предпочитаемой
армией и полицией.
В июле 1954 г. на Всеяпонском
фестивале боевых искусств Годзо
Сиода получил высшую награду среди
сотни участвовавших групп, что сильно
повысило репутацию школы Ёсинкан и
помогло сформировать ее крепкую
основу. Это было поворотным моментом
для школы Ёсинкан, и нужно было показать,
собирается ли Годзо Сиода далее
следовать старому направлению
традиций Дайто-Рю, не отклоняясь от
них, или согласится на какие-то
компромиссы на пути, которому он
следует и учит. Группу Морихэи Уэсибы
на этом фестивале представлял Койти
Тохэй.
Годзо Сиода мог бы многое
рассказать о тех временах, когда он
был учеником Морихэи Уэсибы. В этой
книге не хватит места даже для
небольшой части этого уникального
наследия, поэтому автор выбрал только
одну историю, дающую представление о
характере Морихэи Уэсибы, к тому же
четко показывающую разницу между
спортом и боевым искусством.
Время и место спортивных
соревнований обычно определяются
заранее, поэтому участники в нужное
время могут подойти к пику физической
формы и духовных возможностей. Опыт
боевых искусств, однако, требует быть
готовым 24 часа в сутки, независимо от
физического и духовного состояния занимающегося,
— и в том месте, где это будет необходимо
для него или кого-то еще.
Морихэи Уэсиба согласился
по просьбе адмирала Исаму Такэситы
провести показательные выступления
по Айкидо перед королевской семьей.
Перед выступлением Уэсиба очень
тяжело болел желтухой и едва мог есть
и пить, а передвигался только с
посторонней помощью. В день выступления
он даже не мог одеться сам и выглядел
так плохо, что два ученика, которых он
выбрал себе в помощники, Сиода и Юкава,
были уверены, что он не сможет
провести Энбу (выступление).
Однако после
вступительного слова, когда зрители
начали аплодировать. Учитель Уэсиба
изменился. Его глаза заблестели и
осанка совершенно изменилась. Как
вспоминает Годзо Сиода, создалось впечатление,
что он в считанные секунды вылечился
от желтухи. Когда началось
выступление, Юкава старался
двигаться медленно, чтобы
скомпенсировать слабость учителя, и в
результате получил травму. Когда
после очередного мощного броска он не
смог встать, оказалось, что он сломал
руку и не может продолжать работать.
Из-за этого Сиода был вынужден
работать единственным ассистентом
Учителя Уэсибы в течение всей
непрерывной 40-минутной демонстрации
бросков, замков и удержаний. В результате
этой работы он целую неделю после выступления
пролежал с очень высокой температурой.
Урок ясен: мастерство в боевых
искусствах открывает ворота для
мастерского владения как телом, так и
духом.
Годзо Сиоду часто выбирали
для показательных выступлений перед
лицами международного значения —
такими, как японская королевская
семья, принцесса Александра из
Великобритании и Роберт Кеннеди из
США. Кеннеди был представлен Годзо
Сиоде Ясухиро Накасонэ, который затем
стал премьер-министром Японии. Во
время своего визита в Ёсинкан Кеннеди
объяснял Сиоде, насколько сильны,
выносливы и хорошо подготовлены его
телохранители. Он гордо утверждал,
что они ничему не удивляются и ничего
не боятся, и предложил Сиоде испытать
их. Один из очень крепко сложенных телохранителей
неожиданно схватил Сиоду, в котором
всего 150 см роста и около 55 кг веса, и
толкнул его. Без колебаний и
размышления Сиода применил технику
Ёнкадзё, легко уложив крупного
охранника на пол лицом вниз.
Кеннеди это очень
позабавило, и он в шутку предложил
разогнать своих телохранителей и набрать
себе охрану из школы Ёсинкан. В
написанной позже книге Кеннеди,
описывая этот инцидент, упоминает, что
его телохранитель в то утро не позавтракал.
Мы никогда не узнаем, в какой степени
это было причиной того, что он не смог
победить человека вдвое меньшего веса.
Это забавное происшествие ясно
показывает, что даже против хорошо
тренированных и физически
превосходящих противников правильно
выполненная техника будет иметь
желаемый эффект.
Годзо Сиода по праву
считается одним из выдающихся
мастеров Айкидо современности и одним
из немногих, кто может проводить
обучение древним и эффективным в
единоборстве методам Айки-Дзю-Дзюцу.
Интересно отметить, как повторяется
история в процессе развития древнего
Айки-Дзюцу в XX в. И Сокаку Такеда, и
Сиро Сайго были ростом около 150 см и
весили примерно по 50 кг, как и Годзо
Сиода. Морихэи Уэсиба был немного выше,
но примерно на 20 кг тяжелее.
Кроме того, каждый из них
учился, когда его учитель был на
вершине своих возможностей. Так,
Морихэи Уэсиба занимался у Сокаку
Такеды, когда его учителю было от 55 до
62 лет. Годзо Сиода учился у Морихэи
Уэсибы с 1932 г., когда тому было 49 лет, и
до того времени, когда занятия были
прерваны войной девять лет спустя.
Повторяющаяся передача техники
избранным ученикам в определенный
период жизни учителя должна считаться
закономерной уже потому, что
фактически все величайшие учителя,
поколение за поколением, передавали
свою технику именно таким путем.
Годзо Сиода и школа Ёсинкан занимают видное место среди японских боевых искусств, но не слишком хорошо известны в остальном мире. Автор, который действительно долгое время был ближайшим учеником (Ути Дэси) Годзо Сиоды, продолжает передавать знания, полученные им в составе элитной профессиональной инструкторской группы школы Ёсинкан
Издательство: Фаир-Пресс, 2000,
Автор: Годзо Сиода,
Перевод: Е.Гупало, А.Куликова