Сайт боевых единоборств
Айкидо
Айкидо
Благородные традиции честного боя ученик начинает осваивать с первых же тренировок. Так, например, на занятиях защищающийся должен всегда соразмерно реагировать на все наступательные действия партнера, пользуясь только техническими приемами, которые отличаются естественными принципами взаимодействия.
Во время многолетних и интенсивных тренировок, а также связанного с этим духовного становления ученик познает значение жизни, многие закономерности и формы ее проявления. Накопленный опыт постепенно проникает в его подсознание, формирует гармонично развитую личность и используется в дальнейшем интуитивно во всех областях деятельности. При этом поверхностное, сориентированное только на собственное Я и потому сдерживающее сознание миропонимание автоматически отключается. В результате айкидист находит как бы свою собственную точку опоры и может определить свое место в мире. Такое постоянное, истинное состояние позволяет ему эффективно и максимально полно использовать все свои духовные и физические силы для решения жизненно важных задач и сложных проблем. Оно дает ему также свободу регулировать свои взаимоотношения с другими людьми и с природой в духе гармоничного плодотворного для обеих сторон сотрудничества. С помощью айкидо можно найти верный путь (до) к высвобождению потенциально заложенной во всех предметах и живых существах духовной энергии (ки), которую также содержит в себе любая целостная и гармонично развитая личность, способная к целеустремленной деятельности. Именно поэтому обладание такой внутренней энергией ценится в айкидо гораздо выше, чем заученное использование множества сочетаний наступательных и оборонительных приемов. Айкидо позволяет распознать и разрядить любую конфликтную ситуацию в самом ее зародыше и дает возможность управлять действиями нападающего либо не владеющего собой партнера даже еще до физического или духовного столкновения с ним. Это действительно важный результат успешного продвижения по Пути айки. Почти во всех боевых видах единоборств среди спортсменов искусственно поддерживается атмосфера некой бравады своими возможностями, которая в большинстве случаев противоречит принципам честного боя. При этом исходят из того, что упреждающие действия - верный путь к победе. Такая похвальба нацелена иногда чисто символически на то, чтобы еще до начала поединка физически и морально сломить соперника. Такие действия порой приводят к взаимной агрессивности, которую часто подогревают и посторонние лица, а это, в конце концов, приводит к эскалации насилия. Это негативное свойство единоборств, явно улавливается даже неискушенными зрителями их внешняя сторона многих отталкивает или вызывает к ним даже неприязнь.
При критическом рассмотрении всей истории человечества возникает впечатление, что “гомо сапиенс” особо стремился мобилизовывать все свои духовные и физические возможности именно тогда, когда речь шла об уничтожении представителей собственного вида. Поэтому он уже тысячелетия придумывает и создает оружие, с помощью которого, при постоянно увеличивающейся дистанции, достигается все более разрушительное воздействие. Такое развитие средств войны привело к некоему паритету сил, т. е. к равновесию страха. Сильные мира сего больше не могут победить своих противников, не уничтожив самих себя. Такая метода не может больше считаться ни гуманной, ни разумной!
Айкидо, же может послужить моделью для иного подхода к взаимодействию с противником. Оно, по своей сути, является методом, сочетающим контроль и дополнение любого вектора приложения силы соперника с целью погасить любой удар. Все его технические приемы - чисто оборонительные, проникнуты человечностью и основаны на законах природной гармонии. Именно эти качества соответствуют двойному значению японского иероглифа “ай”, графически напоминающего дом. Не зря его включили в написание слова айкидо. Поэтому логично, что в айкидо каждый технический прием ни в коей мере нельзя рассматривать как средство для проверки или оценки своих собственных достижений. Силы, неизбежно противостоящие друг другу во время оборонительной схватки, изменяют направление и соединяются. Активные (ирими) и пассивные (тэнкан) действия всегда нацелены на духовную силу партнера и ведутся таким образом, чтобы сохранилась его физическая и духовная целостность. Это в полной мере содействует созданию полезной общности с противником, в противоположность тому, о чем упоминалось выше.
Такое поведение является выражением гуманного отношения, проникнутого ответственностью за судьбу ближнего. Этим аспектам в айкидо всегда предопределялось особое назначение. Итак, айкидо дает возможность решить многие проблемы путем соблюдения извечных законов природы. Каждый, кто решается сделать первые шаги в овладении этим боевым искусством, должен пересмотреть свои прежние жизненные установки и осознать всю меру ответственности, которую он возлагает на себя. Ну, а если вам сложно было сразу понять, что такое айкидо, познакомившись с небольшим вводным разделом, считайте его пока просто интересным и многосторонним способом для физического совершенствования. Ведь он вполне соответствует всем требованиям современной спортивной культуры.
Путь Айки.
Айкидо непременно требует сотрудничества. Плодотворное изучение и освоение его элементов, техники и моральных принципов возможны только в том случае, если, по меньшей мере, два человека готовы с обоюдной пользой взять на себя взаимосвязанные роли берущего (укэ) и дающего (нагэ) знания и опыт. Этот непреложный факт имеет особое значение, и поэтому о нем необходимо никогда не забывать.
Гармония и любовь во взаимоотношениях с ближними, без которых без ущерба здоровью нельзя обойтись во время совместных тренировок, способствуют росту взаимопонимания, ведут к преодолению различных препятствий между людьми и нейтрализуют вспышки агрессивности. Все техническое содержание айкидо и способы его преподавания служат достижению только благородных целей.
На первой ступени обучения начинающий айкидист, в зависимости от способностей, то или иное время интенсивно занимается изучением простейших технических элементов как то: стойки, исходные положения (позиции), дистанции боя, положения рук, перемещения тела и т. д. - и осваивает приемы сохранения статического и динамического равновесия тела. Он учится контролировать, использовать либо нейтрализовать силы, которые оказывают воздействие на его тело либо изнутри, либо извне.
Эта ступень обучения имеет большое значение для начинающих и требует безраздельного внимания со стороны наставников и учителей. Поскольку эти элементы являются основными составными частями всех применяемых в айкидо технических приемов, качество их исполнения оттачивается неустанными и многократными тренировками. Только они являются определяющим фактором успеха (неуспеха) на пути к мастерству.
Одновременно с ростом теоретических знаний все тело занимающегося проходит подготовку для решения будущих сложных задач. Следует обратить особое внимание нетерпеливых учеников и поверхностных учителей на то, как значим первый этап для дальнейшего прогресса в ходе обучения.
Вторая ступень начинается с изучения основных технических приемов айкидо, которые выполняют как стоя, так и сидя. Вырабатываются навыки применения силы в противоборстве с соперником, но вначале в строго определенных умеренных пределах .
Поскольку, по мере совершенствования навыков, темп атаки становится все стремительней, а техника оборонительных действии все отточенной, наставник начинает предъявлять к демонстрируемым учениками приемам все более и более повышенные требования. Хороший наставник постепенно подводит своих учеников к освоению тех особых элементов и упражнений, которые раньше или позже приближают их к подлинному мастерству. Так начиная с третьего кю (зеленый пояс) айкидисты уже могут начать отрабатывать элементы первой ката в положении стоя и, осваивая простейшие приемы вольной схватки, учатся свободно отражать атакующие действия соперника. Айкидо можно изучать и постигать как с помощью опыта собственного тела, так и общаясь с наставником и своими партнерами по татами. Об этом основополагающем правиле необходимо периодически напоминать тем ученикам, которые однобоко стремятся к совершенствованию преимущественно в духовном плане. Возможно, они хорошо освоят основные принципы и содержание айкидо, но никогда не смогут на деле соединить теорию и практику. Если ученик на все атакующие действия соперника научился реагировать уравновешенно, без промедления и соответствующим той или иной ситуации образом (ирими или тэнкан), и его подсознание подготовилось к постижению духовного содержания айкидо, можно переходить к третьей ступени обучения.
Теперь можно заняться не только совершенствованием и оттачиванием всех многообразных элементов и техники айкидо, с которым ученик познакомился ранее, но и начинать приобщаться и к другим формам, которые соответствуют его возможностям и способствуют росту его мастерства. К таким, например, относятся основные технические приемы, используемые при вооруженном нападении (изменение дистанции боя, концентрация внимания и усилий, чтобы избежать поражения оружием). Все они способствуют повышению реакции и выносливости, особенно упражнения с несколькими партнерами или нацеленные на отражение атаки в необычном для европейцев положении на коленях (ханми-хантачи, сувари-ваза). Нельзя пренебрегать также и изучением двух других основополагающих дисциплин айкидо: тренировочных поединков с одним или несколькими (вооруженными) нападающими, которые происходят спонтанно, в зависимости от ситуации, а также ката, которые являются формальным и строго запрограммированным элементом классического айкидо, основы его разработал еще о-сэнсэй Морихэй Уэсиба. Только постоянное и неустанное повторение всех видов технических приемов айкидо гарантирует неуклонный рост мастерства. Но если ученик попусту тратит силы на неосознанное и бесцельное времяпрепровождение и забывает о требованиях наставника и о законах окружающего его мира действий и борьбы, он никогда не станет частью универсальной гармоничной системы, которая его развивает и охраняет. Занятия айкидо содержат в себе и медитационные элементы, а благодаря этому из изнурительной кропотливой работы превращаются в подлинный путь постоянного совершенствования (до). Благодаря многолетним тренировкам скрытые в айкидо позитивные духовные силы высвобождаются. Они проникают глубоко в подсознание спортсмена и оказывают благотворное воздействие на все стороны его жизни. Настоящий айкидист способен обрести самого себя и трезво определить свою роль и свое место в окружающем мире. Это наделяет его подлинной свободой решать и действовать. Внутренняя уравновешенность, присущая только айкидистам, гармония с окружающим миром позволяют также им мирно разрешать все конфликты. Воспринимаемое вначале только поверхностно как способ самозащиты увлечение айкидо перерастает затем в совершенный образ жизни и специфическое состояние духа, которое углубляет сознание занимающегося и открывает ему новые горизонты бытия. Настоящий мастер знает, что всегда следует стремиться к идеалу, даже если он почти всегда остается недосягаемым. Меньше всего надо обращать внимание на всевозможные поражения, разочарования, проявления недоброжелательности и неблагодарности. И даже после поражения надо находить в себе силы, чтобы опять встать на ноги и продолжать свой путь к совершенству. Каждый кто занимается айкидо, должен приблизиться к совершенству настолько, чтобы почувствовать свое гармоничное слияние со Вселенной как с родиной всего живого, источником никогда не увядающей силы и символом постоянного обновления. Достигнув такого естественного состояния, действуйте, ведь вы как бы вместе с этим приобрели сильный, защищенный центр и получили возможность жить в мире со всеми людьми. Учтите, что лучшие мастера развивают драгоценную идею айкидо и сохраняют верность своему делу на протяжении всей жизни на пользу грядущих поколений.
Важность учебы
“Прежде всего, вы должны добиться понимания мира природы. Вы должны научиться заглядывать в глубины его действительности. Если вы бросаете мимолетные случайные взгляды на все, с чем сталкиваетесь в своей жизни, то истинное значение этих вещей ускользнет от вас”.
“Я хочу, чтобы мои ученики изучали все жизненные явления. Сюда входит и умение слушать людей, и умение перенимать все самое ценное из того, что они делают и говорят. Все это - сырье для ваших размышлений и идей. Это поможет открыть валу душу. Уделяя внимание действительности этого мира, вы придете к его трезвому пониманию. Если вы сможете использовать это понимание в вашей повседневной жизни и анализировать результаты, то ваша жизнь станет более организованной. Шаг за шагом вы будете повышать ваш духовный уровень. В конце концов, упорство в этом искреннем изучении себя и мира позволит вам понять божественную мудрость и высшее сознание, наполняющие материальный мир. Я хочу, чтобы мои ученики воспринимали жизнь во всех ее формах как своего учителя. Если им это удастся, то глубина и чистота их сознания будет расти. Жизненная энергия природы - это величайший учитель всего сущего”.
“Взгляните на постоянные циклы солнца, луны и звезд, смену времен года, реку, текущую через долину, или грациозное течение воды между камней. Вы сможете научиться видеть аналогичные движения в своем собственном теле. Вы сможете получать знания и достигнуть значительного прогресса в истинном понимании, читая древние тексты и изучая множество разнообразных интерпретаций этих трудов учителями прошлого и настоящего. Затем вы должны перенести это понимание в вашу повседневную жизнь и практиковать его, следуя путем бу. Когда вы начинаете изучать вещи на все более углубляющимся уровне, вы должны постоянно анализировать истинность вашего понимания действительности и природы. Написанное и сказанное слово помогут вам в достижении этой цели. Задачей будоки является обновить и сделать частью самого себя все полученные знания. Изучающий будо не должен пренебрегать изящными искусствами и науками. Знание окружает нас, пребывая в бесконечном множестве форм. Не пренебрегайте и не упускайте их”.
“Нет ничего в этом мире, что не могло бы нас чему-то научить. Например, некоторые люди уклоняются от изучения религии. Это говорит о том, что они не понимают глубокого значения религиозных учений. Религиозные учения несут в себе много понимания и мудрости. Вы должны это понимать и выражать свое понимание через будо”.
“В дни моей молодости я обратился к религии и в одной из религиозных песен обнаружил фразу о "цветке сливы, который лишь раз цветет в трех духовных мирах". Пять лепестков цветка сливы представляют пять форм энергии Вселенной: земля, вода, огонь, ветер и небо. Если вы подумаете о цветке сливы именно таким образом, то вы обнаружите в этой фразе еще одно знание о Вселенной. Вы можете рассматривать цветение сливы как действительное проявление духа Вселенной. И зная, что цветок сливы раскрывается всего лишь раз, вы сможете увидеть проявление уникального начала созидания. С другой стороны, раскрытие цветка сливы можно представить как открытие каменной двери в небеса, о котором рассказывается в японской мифологии”.
“Фактически, весь этот мир является полной манифестацией Неба и Земли. Мы, люди, созданные по тому же божественному, вселенскому образу, должны превратить землю в настоящий рай. Мы должны улучшить человеческое общество. Очень важно, что те, кто занимается будо, несут Вселенную внутри самих себя. Цель Айкидо - достичь этой гармонии со Вселенной. Чтобы сделать это, потребуется весь ваш разум и сердце”.
Цель Айкидо
“Интересно: понимаете ли вы истинную цель Айкидо? Ведь это не просто тренировка техники будзюцу. Другой целью Айкидо является создание мира красоты, грации и изящества. Цель - улучшить мир, сделать его миром радости. Как я всегда говорю, Бог дал нам этот мир, и весь мир - это одна семья. У нас есть возможность наслаждаться его красотой и великолепием. Нашей человеческой обязанностью является создание общества, которое будет справедливо относиться к этой красоте и великолепию. Наша цель в будо - не просто защита самих себя. Мы должны принять дар божественной любви, которую несет нам Господь, и заслужить честь обладания этим даром, принося счастье в этот мир. Если мы искренне чтим священную цель будо, мы должны трудиться во имя мира во всем мире. Мы должны бороться за мир без конфликтов и отчаяния. Вот истинная причина наших занятий Айкидо. Айкидо -это путь постижения универсального вселенского принципа. Цель Айкидо -создать разумный и логичный мир. Общество, в котором гармоничное сочетание ума и тела создает мир единства. Мы сами должны принять на себя ответственность за осуществление божественного замысла”.
“Мы не можем придавать исключительную важность только материальному или только духовному миру. В действительности это одно и то же. Новые времена принесли небывалый прогресс физических наук, но наука души и духа осталась далеко позади. Развитие духа - это не только очень важная часть истинной миссии науки. Это ответственность, возложенная на нас самим нашим существованием, которой невозможно избежать. Наше существование происходит от Бога и потому служит его целям. Наш долг - стремиться к пониманию божественного разума и использовать это понимание для практики Айкидо как великой и универсальной науки жизни, которой она и является. Каждый из нас несет в себе частицу божественной цели, и мы должны сделать все от нас зависящее, чтобы выполнить ее. Мы не можем позволить себе забыть или игнорировать нашего божественного и истинного родителя. Выполнение божественной цели - это причина, по которой мы живем”.
“Иными словами, мы никогда не должны забывать понятие чюсин, нашего центра. Все вещи контролируются стабильностью и качеством их центра -места, в котором рождается их существо. Мы можем назвать это место жизненной силой или каннагара - вселенским потоком божественного сознания. Как бы вы ее ни называли, эта сила идет из нашего хара. Единственный “первородный” грех - это потерять связь с нашим источником и не иметь никакого понятия о великом даре, который дается нам в нашей жизни. Забыть о нашей истинной природе означает начать алчно цепляться за жизнь. Это и есть начало греха. Это - путь всего хаоса, который творится в современном обществе. Наша жизнь, жизнь человеческих существ, благословенна и в других формах жизни. Если вы не признаете этого, то вы усилите беспорядок и хаос в природе. Мы не должны забывать наш долг, долг людей. Этот долг - создать рай, который является истинной формой мира”.
“Если мы искренне понимаем вселенский план и его божественную цель, то у нас больше нет другого выбора, кроме как посвятить себя служению этой прекрасной и священной цели. Это сущность и сердце будо, и это - принципиальная цель Айкидо. Когда мы начинаем понимать, что наша жизнь - это дар божественного сознания безграничной Вселенной, мы начинаем понимать нашу истинную природу. Мы - дети Господа. Мы родились на этой земле, чтобы выполнить великую задачу нашего Создателя. Трудиться ради ее выполнения означает выполнять наше собственное предназначение”.
“В Японии чувство стыда является проявлением чувствительности и потому - добродетелью. Как мы можем не стыдиться, если мы игнорируем нашу божественную природу и нашу истинную цель в жизни? Вот источник всего стыда и позора. Действительное понимание Айкидо приходит только через ежедневное очищение (мисоги) и постоянное стремление к созданию лучшего мира. Существование центра предполагает и существование всего, что его окружает”.
“Если у вас сильный центр, то различие между центром и его периферией исчезает. Внутренний и внешний мир перестают быть разными вещами и становятся частями единого целого. Они выполняют одну функцию и служат одной высокой цели. Безграничная Вселенная и путь Айки - это свет, который говорит о рассвете человеческого сознания”.