Эмблема

 

Ниндзюцу


ПОВЕСТЬ О САСУКЭ САРУТОБИ

Мастера боевых искусств, включая ниндзя, обычно уединялись в горах для тренировок. Этот период считался совершенно необходимым.

Нам представляется, что люди уединяются в горах вдали от жилья, но это не обязательно для ниндзя. Место уединения должно скрыть отшельника от посторонних глаз, и все же оно должно быть местом, где можно жить. Если к обиталищу отшельника ведет тропа, его легко найдут; однако место уединения должно находиться поблизости от воды. Поэтому лучше всего устроиться в малонаселенном районе, желательно недалеко от деревни. Ямагомори, что означает по-японски “уединение в горах”, можно также прочитать как Ямагакурэ, то есть “тайная жизнь без опасности поражения стрелой”.

Образ Сасукэ Сарутоби, одного из легендарных мастеров ниндзюцу, был создан в литературе Татикавой в конце периода Мэйдзи (1868—1912). До того времени, как правило, образ ниндзюцу ассоциировался со зловещими искусствами, колдовством, магией, неведомыми силами и убийцами. Ребенком Сасукэ любил проказничать. В книгах описан его невинный детский образ, исполненный сильного чувства справедливости. В рассказах главное внимание было уделено юмору, сражения были на втором плане.

Однажды Сасукэ сказал себе: “Мне уже десять лет. Для меня уже больше нет практической пользы от занятий ятто (выражение духовной концентрации в “киай”) с обезьянами и оленями. Лучше я последую совету отца и найду мастера фехтования, чтобы он обучил меня. Пойду-ка я в Окуноин на дорогу Ториэ и попрошу богов ниспослать мне хорошего мастера”.

Прибыв в Окуноин, Сасукэ вместо того, чтобы упражняться в ятто, стал играть в роще. Он выбрал вместо врага большое дерево и старался повалить его. Тут он услышал чей-то смех. Сасукэ громко произнес:

— Эй, кто там? Я занимаюсь фехтованием. Не смей надо мной смеяться. Я этого не прощу. Выходи немедленно.

Осмотревшись, он увидел старика с длинной косой на затылке. Старик улыбался. Волосы его были белы как снег. Сасукэ спросил:

— Так это ты смеялся надо мной, старый человек? Старик ответил:

— Да, я.

Мальчик снова сурово спросил его:

— Почему ты смеялся надо мной? Отвечай. Если нет стоящей причины, я никогда не прошу тебя, даже несмотря на то, что ты старик.

Старик засмеялся:

— Сасукэ, ты тренировался с деревьями, а это все равно, что сражаться с мертвым врагом. Таким способом ты не сможешь улучшить свое владение мечом. Неужели ты действительно так сильно хочешь научиться фехтовать?

Дело происходило во время междоусобных войн. Лишь немногие доживали до пожилого возраста. Сасукэ подумал, что учитель фехтования, доживший до старости, и в самом деле хороший мастер боевых искусств. Поэтому он сказал:

— Старик, ты в самом деле мастер боевых искусств? Я хочу овладеть секретами этого мастерства.

— Что ты будешь делать с ними, когда узнаешь?

— Я буду сильным фехтовальщиком и завоюю славу и почет.

— Замечательно! Какая восхитительная цель! А ведь ты еще ребенок! Хорошо. Я дам тебе урок, учитывая твое рвение и решимость.

Сасукэ поклонился старику до земли и поблагодарил его. Затем мальчик нанес удар мечом по учителю, но попал только по воздуху — учитель исчез. Сасукэ беспокойно осмотрелся. Неожиданно он был захвачен врасплох атакой сзади и упал лицом вниз. Старик снова внезапно появился перед Сасукэ, улыбаясь.

Он учил мальчика в течение трех лет. Мастер обучал ребенка секретам техники годана (пятого дана), говоря: “Ты что, не можешь видеть спиной? Как ты скован! Пока не поймешь, как защищать свои слабые места, ты будешь проигрывать, даже зная слабые места противника. Секрет защиты в боевых искусствах — всегда быть настороже. Если человек не знает собственные слабые места, он не может быть уверен, что слабые места противника, которые он обнаружил, не ловушка”.

В дополнение к анкокутосидзюцу — технике видеть в темноте — Сасукэ освоил искусство слышать крадущиеся шаги более чем за 30 метров.

Однажды старый учитель вручил ученику свиток и сказал: “Возьми, Сасукэ, мой прощальный дар, правила ниндзюцу. Храни их всю жизнь и веди себя осмотрительно. Если будешь сражаться с врагами или встретишь героев и великих людей, то никто не сможет тебя победить, если ты усвоишь то, что написано в этом свитке”.

Вручив свиток Сасукэ, таинственный старик впервые открыл свое имя: Хакуунсай Тодзава — и исчез.

Свой свиток я получил в подарок от сэнсэя Така-мацу. Со временем я стал лучше понимать заключенные в нем секреты. С того дня, когда я первый раз прочитал свиток, прошло пять, десять, тридцать лет, и сейчас я наконец вижу великий смысл, сокрытый в нем. Другими словами, я обнаружил бесконечные секреты, заключенные между строк. Если кто-нибудь украдет свиток, то не сможет им воспользоваться, потому что только я обладаю необходимым опытом и необходимой степенью духовного просветления, чтобы читать и понимать его.

 


Автор:
Массаки Хацуми
Сущность Ниндзюцу
© Фаир-Пресс 2000

НА   ГЛАВНУЮ           НАЗАД

Hosted by uCoz