Сайт боевых единоборств

Национальные боевые искусства

К.В.Асмолов

МЬЯНМА ТХАЙИНГ – БИРМАНСКИЙ РУКОПАШНЫЙ ВОЙ

    На фоне тайских, вьетнамских, филиппинских боевых искусств традиция самообороны Мьянмы (Бирмы), не известна достаточно широко, и упоминают о ней у нас, как правило, лишь вскользь. Такое сниженное внимание представляется нам незаслуженным, тем более, что, по мнению самих бирманцев, аутентичная традиция боевого искусства существовала в их стране с XI века, а столь широко известный тайский бокс является лишь достаточно выхолощенным и упрощенным вариантом боевого искусства бирманского происхождений. Правда, согласно тайским источникам, бойцы муай тай обычно побеждали своих бирманских противников, но спор тайцев и бирманцев о том, чье боевое искусство лучше, несколько напоминает японо- корейские дискуссии на темы, касающиеся взаимоотношений карате и тхэквондо.
    В Бирме существует единый термин для обозначения боевых искусств вообще «тхайинг» или «мьянма тхайинг», что значит «бирманский рукопашный бой». Однако, как и в других языках, название это собирательное и объединяет «набан» - борьбу, подобную классической, имеющую индийское происхождение; «летхвэй» - оригинальный «бирманский бокс»; «бандо» - наиболее известную и в стране, и за ее пределами систему рукопашного боя, сформировавшуюся под определенным китайским влиянием; «баншай» - техники работы с традиционным оружием.
    Данные о боевых искусствах впервые появляются в бирманских хрониках династии Паган (Х1-ХН). Особо отмечается их расцвет в правление Анауратхи Минсау. Центрами развития и пропаганды боевых искусств были буддийские монастыри. Насколько сильно в них было китайское влияние, не совсем понятно, но техники медитации, к которым там прибегали и прибегают по сей день. восходят к чань - буддийской традиции. Это важно иметь в виду. поскольку ведущим направлением бирманского буддизма является тхеравада. то есть хинаяна (малая колесница), которая проповедует уход от мира, и поэтому между нею и боевыми искусствами не произошло такого глубокого взаимопроникновения, как в Японии или Китае.
    Центром обучения боевым искусствам была своеобразная «военная академия» Газа Кхунит Кьяунг или Кхо Кьяунг, в которой воины, сыновья правителей и аристократов изучали не только боевые искусства, но и получали широкое образование. Наставниками их обычно были буддийские монахи. Кроме этого, специально боевым искусствам обучались телохранители короля, и такого широкого преподавания боевых искусств, как во многих других странах Востока, здесь не было. Хотя, конечно, показательные выступления и состязания проходили часто. И раз в год лучшему бойцу страны присваивалось звание «королевского боксера». Традиция эта жила до XIX века, когда Бирма была оккупирована Англией, и сама королевская династия прекратила свое существование.
    С установлением господства англичан наступил естественный упадок национальных боевых искусств. Закон начал преследовать и учителей, и учеников. Окончательно традиция не угасла, но спустилась до уровня деревенского развлечения, показательных выступлений на народных праздниках в отдаленных горных деревушках. Конечно, настоящие мастера боевых искусств - «летхвэй сая» продолжали тайное обучение реальным приемам, но делалось это все реже и реже, и многие из них эмигрировали в соседний Таиланд.
    Первая счастливая возможность возродить национальные традиции искусства боя появилась в 1933 г., когда их начали пропагандировать во вспомогательных частях британской армии, состоящий, в основном, из бирманцев и непальских горцев - гуркхов, известных своей воинственностью. В этом году офицеры из числа отдельной бригады гуркхов, служащих в Бирме, организовали занятия в своем армейском гимнастическом клубе. Дальнейшее развитие эта тенденция получила во время второй мировой войны, когда пришедшие в Бирму японцы, поощрявшие бирманский национализм и даже создавшие марионеточную армию при таком же марионеточном бирманском правительстве, активно способствовали воскрешению местных боевых искусств. В 1942 г, известные мастера У Пье Тхиен и Сая Пуа начали активную пропаганду тхайинг. После второй мировой войны, когда Бирма получила независимость, министерство спорта начало проводить ежегодные соревнования по «бирманскому боксу». В 1946 г. Была сформирована Всебирмамская федерация тхайинг, которую возглавил ученик У Пье Тхиена У Чит Тхан. В этом же году У Ба Тхан Гьи, занимавший пост директора департамента физической культуры в министерстве образования, создал Международную ассоциацию бандо с центром в Рангуне, столице Бирмы. Задачами своими он считал как увековечивание памяти павших на бирманском театре военных действий, так и восстановление традиций бандо, создание единого и обновленного его стиля на базе комплексной традиции тхайинг. В 1950 г. обновленное бандо было создано, а в 1962 г. объявлено национальным видом спорта. У Ба Тхан Гьи много странствовал по Бирме от одного мастера к другому, собирая и кодифицируя приемы, придумывая правила бандо как вида спорта. Умер он, уже считаясь Великим Учителем, а его сын Маунг Гьи эмигрировал в США, где создал Американскую федерацию бандо - наиболее известную из организаций, практикующих бирманские боевые искусства за пределами страны.
    В Европе бандо часто называют бирманским карате, видимо, потому, что его напоминают современные разновидности бандо. Более традиционные школы включают в себя серии красивых плавных движений, напоминающих техники китайских внутренних школ. Есть в бандо и «звериные» техники, имитирующие движения буйвола, кобры, орла, обезьяны, пантеры, питона, скорпиона, кабана, оленя, полевой птицы, тигра, гадюки. Именно это, в основном, и отличает бандо от бирманского бокса летхвэй, построенного только на жестких - наступательных техниках.
    Техники бандо включают в себя блоки, удары головой, удушения, захваты пальцами наподобие «когтей», удары локтями, ногами и коленями, вырывающие удары руками, подножки и броски. Обычно бандо практикуется в трех основных формах. В «мягком» бандо бой ведется против воображаемого противника по заранее подготовленной схеме. Даже если партнер присутствует, то контакта с ним вовсе нет или почти нет. Это немного похоже на ката в карате. В «среднем» бандо ведется спарринг в легкий контакт в течение трех минут. Это похоже. на спарринг в карате, но бой не прерывается, когда засчитывается очко при проведенном ударе, а финальное решение принимается по истечении времени, отведенного на схватку с учетом техники, стиля и выносливости бойцов. «Жесткое» или «низкое» бандо наиболее приближено к бирманскому боксу. Бои проходят в полный контакт и заканчиваются нокаутом. Этим они напоминают муай тай, лишенный каких-либо ограничений, обеспечивающих безопасность партнеров. Например, в отличие от муай тай или кик-боксимга в бандо разрешены удушения, а бойцы носят не боксерские перчатки, а кожаные ремни, намотанные на руку наподобие древних тайских полотняных бинтов и дающие возможность бить не только кулаком, но и открытой ладонью или ее тыльной стороной.
    И в технике обучения, и при кодификации приемов в бандо господствует принцип «девять на девять». Он же присутствует во всех аспектах тактики и этики. Существует девять базовых техник перемещения; девять базовых блоков; девять основных типов ударов ногами; девять способов ударов локтями, руками и коленями; девять основных направлений атаки, приемов наступления и обороны; девять основных типов перехватов, удержаний, бросков; девять техник. направленных на отрыв противника от земли. Конечно, реальных техник гораздо больше, чем девять, но рождаются они на этом фундаменте.
    Бандо имеет несколько стилей, различающихся по географическим и этническим признакам. Разница между ними, примерно, такая же, как между школами в карате. Просто надо помнить, что Бирма - страна очень многонациональная и, кроме бирманцев, в ней живут еще шаны, карены, моны, качины и кхмеры, являющиеся коренным населением отдельных райнов.
    Бандо может быть и любительским, и профессиональным. В последнем случае подготовка начинается с подросткового возраста и проходит по принципу, аналогичному подготовке борцов сумо в Японии и боксеров в Таиланде. Бандо изучается в армии и полиции. И в современной Бирме считается, что лучше всего традиция сохранилась именно в воинских частях. Бандо занимаются и женщины. Техника уходов и освобождений от захватов, принятая в бандо - удобный для них вид самообороны. Лучшими бойцами традиционного бандо считаются качины и карены. Шаны известны своими военными танцами, напоминающими бой с тенью под музыку. В их танцевальном искусстве сохранилось большинство старых комплексов с оружием. Среди легендарных мастеров бандо и буддийский монах Сая Сан - руководитель антибританского восстания в Бирме в 1930 г., очень напоминающего восстание ихэтуаней в Китае в начале XX века. Легенды, которые ходят о нем, очень похожи на рассказы о великих мастерах Китая, вроде тех, которые описаны в «речных заводях» Шинайаня. Особенно активными его последователями были шаны. Среди других известных мастеров - Сая Но Тхит, знаменитый своей техникой ударов ногами и коленями по всем частям тела противника. В 40-х годах он провел несколько поединков с мастерами муай тай в Бангкоке, Чиенгмае и Чиенграе, сражаясь в полный контакт без ограничений, принятых в муай тае; Сая Мьен Са - мастер из Южной Бирмы, специалист по монскому направлению, известный своими техниками перехватов и ударов локтями; Тхара Сау Ни - наиболее известный мастер кайинской системы боя, специализировавшийся на ударах ногами и головой.
    Одежда, применяемая в бандо, - это только шорты (трусы) и лангот - треугольный пояс, играющий роль своеобразного протектора, защищающего пах. В Бирму он, скорее всего, пришел из Индии. Во время боя за него можно хватать при проведении броска. Иногда тело натирается маслом, а на руки и ступни надеваются примитивные протекторы, сделанные из мякоти кокосового ореха. В школах модернизированного бандо (особенно, в Америке) носят черную униформу, как символ памяти о погибших на бирманском театре военных действий. Кроме того, это цвет шкуры черной пантеры - тотемного зверя бандо. Как и в муай тай, тела профессиональных бойцов могут быть покрыты татуировкой - обычно изображениями животных. Раньше вытатуированный зверь обозначал принадлежность бойца к тому или иному подразделению бирманской армии, а сейчас считается, что изображенный зверь как бы передает человеку с такой татуировкой часть своей силы и быстроты. Помимо того, сама процедура нанесения сложного рисунка такой татуировки, достаточно длительная по времени, служит хорошим способом воспитания выносливости, выдержки и силы духа.
    В бандо традиционно нет системы официальных рангов. Считается, что выделение кого-то может обидеть окружающих. Поэтому в Америке, где с проблемой градации пришлось столкнуться, систему данов построили просто по стажу занятий. Чтобы получить первый дан, нужно прозаниматься 5 лет. Затем через каждые три года присуждается последующий дан, вплоть до шестого. Седьмой, восьмой и девятый - присуждают с интервалом в 10 лет. И чтобы стать гранд- мастером, надо потратить полвека на изучение бандо.
    Бандо не стремится превращаться в спорт. Большинство организаций не являются коммерческими и не ведут активную рекламу своей школы или своего стиля.
    Бирманский бокс, летхвэй, считается гораздо более спортивным по своему характеру направлением боевых искусств Бирмы. Если бандо практиковалось, в основном, среди аристократии и в армии, летхвэй был крестьянским видом боевых искусств. Состязания в летхвэе обычно приурочивались к празднику урожая и проводились на утрамбованной земляной площадке или деревянном помосте диаметром около восьми метров. Форма одежды была аналогична бандо. Руки боксеров от локтя до плеча тоже покрывались татуировкой, которая, в основном, символизировала мужское достоинство. В технике разрешается бить руками, ногами, локтями, коленями и головой. Захваты и броски применяются ограниченно, а царапание, дергание за одежду, укусы и удары в пах запрещены. Бои проходят в очень быстром и яростном темпе, часто - до первой крови. Но бойцы должны быть внимательны к своему партнеру и не стремиться специально нанести ему сильные повреждения. Если противник не готов, бой не начинают. Нельзя бить лежачего или опустившего руки. В случае серьезного повреждения противника боец обычно первый бросается ему на помощь. И вообще, победитель часто делится с побежденным наградой, полученной за участие в бою. Матч судят два судьи и рефери. Каждый бой состоит из четырех раундов, а каждый раунд состоит из четырех отрезков, перерыв между которыми определяется судьями. Весовых категорий нет, и бойцы разделяются на три категории по опытности и успехам, достигнутым ранее. Бой начинается с поклонов судьям, партнеру и аудитории. Непосредственно перед схваткой исполняется «мистический танец», являющийся, скорее всего, заимствованием тайского «уай кру». Также, как и в Таиланде, бой проходит под аккомпанемент оркестра «сайнг вайнг», состоящего из ударных инструментов и пищалок. Монотонная дразнящая мелодия имеет сменный ритм, убыстряющийся по мере развития боя и достигающий кульминации в моменты особенно быстрого и резкого обмена ударами.
    Важным элементом подготовки бойца как в бандо, так и в летхвэй является «летхвэй ей» - цепочки базовых движений и техник, имитирующих каких-либо животных. Они могли выполняться и непосредственно перед боем, складываясь в уже упоминавшийся нами мистический танец, а формой вызова противника на поединок в старые времена была рецитация, в которой боец прославлял свои достоинства.
    Техника работы традиционным оружием в сегодняшней Бирме почти утрачена. Известно, что среди традиционного оружия фигурировали шест, копье и меч, похожий по форме на укороченную катану или тайский меч «краби». Техника владения оружием складывалась под китайским и индийским влиянием, а занесенный в Бирму непальскими горцами нож «кхукри» даже стал символом бандо. Ведущим оружием считался меч, классических техник владения которым насчитывалось 37. Как и во многих других странах, меч («дха») считался оружием, вынимаемым из ножен только для пролития крови, а не для похвальбы или развлечений. Бирманский меч несколько длиннее и легче тайского. Он тоже одноручный и может использоваться как один, так и в паре. Сейчас техника владения им и другим традиционным оружием сохранились, в основном, только в пограничных с Таиландом деревнях или народных танцах (особенно, шанских).

НА   ГЛАВНУЮ           НАЗАД

Hosted by uCoz