Сайт боевых единоборств
Национальные боевые искусства
Л. Н. Медведев
ДЖИУ - ДЖИТСУ КЛАРКА
Самбистам и дзюдоистам, никогда ранее не изучавшим
прикладные разделы своих боевых искусств, было бы очень
полезно пройти программу начальной подготовки по джиу-джитсу,
составленную американским инструктором, мастером всемирной
ассоциации джиу-джитсу Кларком.
Эта программа, несмотря на наличие довольно тяжеловесных
элементов, не только поможет несколько «расширить» сознание и
начать мыслить категориями средневековой схватки, но и
окажется неплохой базой для перехода к более эффективным и
пластичным системам типа «УНИБОС». В программе я намеренно
чуть подробнее остановился на моментах малоизвестных
«противникам» и по возможности попытался максимально
задействовать широко известную в нашей стране самбистскую
терминологию. Статья будет чрезвычайно полезна и инструкторам
рукопашного боя, готовящим работников правоохранительных
органов, так как на ее основе они могут разработать
собственные программы, посвященные развитию навыков,
необходимых для задержания, удержания, связывания...
Белый пояс
Базисные упражнения: растяжка, ротации суставов, наработка падений, мостики, упражнения для развития силы.
Белый с желтым пояс
Защиты:
Круговые шлепковые отведения кистью, остановочные защиты
основанием ладони и идентичные им отбивающие защиты. Отработка
стоя на коленях. Остановочные защиты 2-мя руками:
1) Защита скрещенными руками с выпадом вперед (сверху рука
одноименная сзади стоящей ноге).
2) Блок предплечьем изнутри, 2-я рука, блокируя кистью,
подстилает первую, оставаясь параллельно земле.
3) 1-я рука в положении 2-й предыдущей защиты, 2-я рука
выполняет остановочный блок ладонью согнутой руки, обращенной
к противнику.
Простые защиты: 1. защита вверх (типа ааге-уке); 2.
отведение ребром руки с вертикально расположенным предплечьем
(2-я рука с раскрытой ладонью «подстилает» 1-ю, предохраняя от
болевых воздействий. Ладонь
обращена вниз). 3; отведение вертикальным предплечьем с
согнутой кистью внутрь и с подстиланием 2-й руки. 4. отведение
ладонью по дуге вниз (типа гедан-бараи) с предохраняющей
защитой ладонью у лица. 5. блок внутрь предплечьем с
подстиланием 2-й руки с открытой ладонью. Связки. Приемы.
Комбинации:
1. Сбивание предплечьем захвата за отворот с последующей
атакой ударом обратной частью кулака (типа уракен) в лицо.
2. Освобождение от захвата за отворот по схеме: удар рукой
(расслабляющий) в живот и захват одноименной рукой локтя
удерживающей отворот руки и одновременное воздействие 2-й
рукой на лицо противника, позволяющее вывести его из
равновесия при условии активного воздействия на захваченный
локоть. Продолжая движение и одновременно перехватив запястье
противника рукой, воздействовавшей на лицо, 2-й рукой активно
распрямляют захваченный ранее локоть, выполняя рычаг (чуть
«протягивая» руку противника, лежащего на боку).
3. Захват тот же. Схема: расслабляющий удар в челюсть
ладонью, захват кисти, рычаг руки под плечо (самбистский
стандарт).
4. От захвата кистями за горло сзади. Схема: ребром ладони в
пах, бросок через бедро, добивающие удары в лицо и пах,
распрямление руки на колене до рычага (запястье удерживает
рука, ранее проводившая удары) «плетенка» с дожиманием
согнутой кисти, 2-я рука проходит через локтевой сгиб и
опирается на предплечье руки, выполняющей дожим. Колени
фиксируют туловище и голову.
5. Тот же захват. Схема: ребром ладони в пах, круговой выход
на рычаг руки между шеей и разноименной рукой сверху.
6. Такое же воздействие, но с опорой ладонями на плечевой
сустав (в качестве расслабляющего удара применим удар локтем
одной из сцепленных вместе рук).
7. Тот же захват. Схема «уракен» в ребра, бросок через
бедро; рычаг руки на колене одноименной ноги.
8. Атака рукой в живот, схема: остановка ладонью сверху,
удар в лицо той же рукой с перехватом 2-й рукой запястья;
рычаг через предплечье.
9. Развитие связки. В случае атаки второй рукой, когда
завершен захват запястья, атаку останавливают 2-й рукой,
захватывают ударявшую конечность и подкладывают под локоть
первой, осуществляя рычаг. Далее, совершив поворот перед
противником, выполняют рычаг 2-й руки, подкладывая первую под
мышку 2-й и удерживая кисть, осуществляют давление на плечевой
сустав.
10. Захват за отворот и удар. Схема: остановка удара; рычаг
локтя через предплечье руки, останавливавшей удар (для
распрямления руки в локте часто применяют удар ладонью выше
локтя).
11. Удар снизу. Схема: Загиб руки за спину (родной
милицейский вариант);
удар коленом или ногой в лицо.
12. То же, но с опорой ладонями рук на плечевой сустав.
13. Развитие связки. Увлечение противника вперед и, уложив
его на живот, растопыренными пальцами одноименной захваченной
руке рукой воздействуют на активные точки шеи и под ухом.
Перед увлечением вперед удар ребром руки по шее.
14. Бросок через бедро против удара в лицо. Схема:
остановка—отбив удара, сближение с небольшим смещением в
сторону от атаковавшей руки. Контроль за руками наложением
ладоней выше локтевых сгибов. Бросок. 2—3 добивания рукой и
дожим кисти «плетенкой». (Добивание основанием кулака в лицо и
ухо. Перед подворотом на бросок стопа исполнителя подставляется к одноименной стопе атакуемого). Далее этот техэлемент
упоминаться не будет.
15. Отведение удара наружу одноименной рукой. Переход опорой
на руку в положение лежа и воздействие на дальнюю от лица
исполнителя ногу 2-мя ногами. Толчок — удар изнутри чуть выше
коленного сустава и зацеп стопой внизу. Добивание ударом ногой
по дуге в пах.
Желтый пояс
1. Бросок через бедро против удара рукой. Схема: отведение
наружу изнутри разноименной рукой. Бросок и болевой рычаг
локтя подмышкой с предварительным ударом ладонью в
малозащищенную мышцами зону грудной клетки под соском, с
последующей опорой на нее.
2. Развитие ситуации при ударе ногой из положения лежа,
остановка предплечьем одноименной руки, ущемление ахиллесова
сухожилия стоя. Перешагивание через противника и фиксация его
тела, садясь на поясницу с продолжением болевого приема. Легко
можно перейти и на ущемление икроножной мышцы. Так как все
выполняется в темпе, то. при начале ущемления стоя не
обязательно фиксировать наступанием свободную ногу противника.
3. Бросок через бедро против удара рукой, с последующим
переходом на рычаг локтя между ногами без переброса ноги
одноименной атакуемой руке, через туловище противника. (Для
успеха приема руку желательно «вытянуть» еще в стойке).
4. Развитие ситуации. Вместо выполнения рычага исполнитель
перешагивает через противника со стороны головы с разворотом,
переворачивая его на живот, затем 2-й ногой перешагивает через
удерживаемую руку и, ложась, выполняет загиб руки за спину
между ногами. Зафиксировав руку туловищем и ногами, для чего
захватив свою ногу рукой, подтягивает ее к себе до отказа,
исполнитель руками выполняет загиб руки за спину 2-й руки
противника.
5. Лежа на боку и опираясь на плечо и локоть, исполнитель
выполняет семенящее передвижение, отталкиваясь стопами и
двигаясь по кругу. Находящаяся сзади нога не переносится через
ногу, расположенную впереди и одноименную той стороне тела, на
которой лежит исполнитель. Предплечье, опирающееся на локоть
руки, расположено вертикально, предплечье второй — под углом в
непосредственной близости от первого защищает грудь и живот.
6. Развитие ситуации.
Защитившись от удара ногой, исполнитель фиксирует ногу
противника между «опорной рукой», охватывающей голень спереди,
и «свободной рукой», давящей на подколенный сгиб (она
одноименна атакуемой ноге). Перебросив ногу за ногу противника
(они одноименны) и воздействуя на подколенный сгиб,
исполнитель опрокидывает оппонента вперед и в темпе выполняет
по ходу общего движения ущемление икроножной мышцы через свою
голень, для чего садится, перенося ногу (разноименную) через
атакованную конечность и усиленно, сгибая ногу противника
туловищем и рукой (в начале выведения из равновесия
выполняется подножка голенью под опорную ногу одноименной
ногой исполнителя).
7. Сбивание противника с захватом ноги, наваливаясь
туловищем на колено спереди с последующим ударом (уракен)
рукой в пах, переворачиваясь на спину. После остановки удара
ногой рука исполнителя, одноименная атакуемой ноге, охватывает
ее снаружи, осуществляет захват выше ахиллесова сухожилия.
8. Остановка удара ногой и «ножницы» на «дальнюю» ногу
opnrhbmhj` (ребром стопы изнутри в подколенный сгиб и зацеп 2-
й стопой снаружи с последующим добиванием ногой в пах).
9. То же начало, но «ножницы» обеспечивают падение вперед
(обратной стороной голени воздействуют на подколенный сгиб, а
голенью 2-й ноги на голень противника внизу). Сразу после
этого переход на болевой с воздействием на тазобедренные
суставы. (Руки воздействуют на одну из согнутых ног, ноги на
другую).
10.11.12.13. Серия стандартных защит от удара палкой сверху
с предварительными расслабляющими ударами локтем или кулаком.
Узел руки наверху при остановке удара разноименной рукой с
последующим сбиванием противника фиксацией ладони стопой и
воздействием на локоть рукой или, используя палку как рычаг,
дожим кисти и узел руки в положении лежа.
При остановке удара одноименной рукой узел наверху и
выведение из равновесия зацепом изнутри или толчком с
заступанием изнутри ногой, поставленной на носок и повернутой
пяткой наружу.
14. От серии ударов руками. Схема: отведение (одноименной
атакующей) рукой наружу с захватом. Остановка с последующим
«захватом второго удара» свободной рукой, перекрещивание рук
(2-я в сгибе первой) и бросок через бедро с одновременным
узлом на руку и кисть. Иногда добавляется и рычаг локтя 2-й
руки. Завершается схема дожимом кисти «плетенкой».
15. Серия ударов руками. Схема: остановка изнутри
разноименной рукой и выполнение рычага руки подмышкой, стоя
лицом к противнику после кругового отведения атаки 2-й руки
изнутри и с захватом за горло рукой, не оказывающей болевого
воздействия на конечность. («Плетенка» рук обязательна).
16. Атака сзади ударом руки с одновременным захватом за
плечо. Схема;
остановка удара одноименной рукой, перехват за запястье
разноименной рукой и «уракен» в лицо наотмашь. Круговое
обведение изнутри удерживающей захват руки противника
ударявшей рукой исполнителя, после чего фиксация этой же рукой
первой руки противника выше локтевого сгиба. Опираясь на нее,
исполнитель выполняет рычаг удерживающей захват конечности
подмышкой. Освободившаяся рука воздействует ладонью на
подбородок или лицо.
17. От толчка в грудь (попытка захвата) выполняется дожим
ладони с воздействием 2-мя руками на локоть.
После чего переход на рычаг руки, бросок через спину,
добивание махом ноги пяткой в грудь, рычаг руки через колень.
18. От захвата (толчка) за отворот. Схема: удар-толчок
ладонью в грудь, обратный узел (рычаг) кисти с переходом на
рычаг локтя под рукой. В промежутке возможен удар ногой из-под
руки в лицо.
19. То же с давящим воздействием ладонью у плечевого
сустава.
20. Развитие ситуации. Переход в положение лежа с
продолжением приема.
21. От захвата за кисть разноименной рукой с одновременным
ударом 2-й рукой. Схема: остановить удар. Атаковать ногой в
пах. Выполнить с помощью круговых переводов рычаг локтя под
рукой.
22. От захвата за кисть — узел кисти (в положении «крыла»
при выпрямленном локте) с ударом ногой в лицо.
23. От захвата за отворот с одновременным ударом 2-й рукой.
Схема:
остановить удар. Выполнить узел кисти наружу, сбив противника
с ног и зафиксировав кисть путем вдавливания в землю, не
ослабляя болевого захвата. (Рука должна быть согнута в локте).
24. То же, но с наступанием коленом на руку выше локтя.
25. От атаки ножом снизу или тычком вперед — уход с
поворотом боком к противнику и «накладкой» ладони на
предплечье вооруженной руки, удар ногой, прием 24, отбирание
ножа. Добивание ножом.
26. Против удара рукой отведение и сбивание с ног,
наваливаясь на колено захваченной ноги туловищем (исполнитель
становится на колено). Оказываясь между ног, исполнитель
выполняет серию ударов руками, фиксируя ногу противника, после
чего, переводя ногу соперника через линию своего тела,
окончательно добивает противника, «проходя» к его голове.
27. В положении лежа на спине. Противник, сидя сверху,
проводит удушающий захват кистями двух рук за горло.
Исполнитель, перебросив ногу через голову противника,
выполняет рычаг локтя между ног, лежа на боку. Противник лежит
лицом вниз. Активная работа рук, «отжимающая» противника и
выпрямляющая локоть, обязательна.
28. То же. Схема: воздействие пальцами выпрямленных ладоней
в подмышечные впадины. Захват — ущемление грудных мышц,
сваливание противника на бок. Добивание основанием кулака в
пах.
29. Положение то же. Схема: пропускание руки между рук
противника. Воздействие 2-мя руками на локоть одной из рук
противника и сваливание его с дополнительным толчком ладонями
в бок, отбрасывающим противника на спину. Добивающий удар
ногой в пах.
30. Положение то же. Схема: захват 2-мя руками за лодыжки и
толчок тазом вверх с дополнительным усилием руками. Добивание
рукой в пах (прямой удар кулаком). (Для мощного толчка тазом
необходимо подогнуть ноги. Практикуются и захваты за пальцы
ног).
Зеленый пояс
1. Атаки руками. Схема: отведение разноименной рукой наружу с контролем у плечевого сустава 2-й руки свободной рукой и с
последующим броском через бедро. Фиксация одноименной ногой
руки соперника, отброшенной при падении (ударом с
наступанием). «Протягивание» ранее захваченной руки с
разворотом туловища в сторону головы соперника, вынуждающее
последнего перевернуться на живот. Переход к рычагу локтя с
одновременным воздействием на кисть с опорой коленом у
плечевого сустава.
2. То же, но с наступанием на предплечье у локтевого сгиба и
болевым воздействием на кисть и локоть. (Давление коленом у
плеча обязательно).
3. То же, но после двух круговых одноименных отведений
внутрь, двух последовательных атак разными руками. (Для
удобства при фиксации кисти, в конце применяют перехват
разноименной рукой в положение «повода»).
4. Атака рукой. Схема: отбив наружу, «уракен» в ребра.
Бросок через спину с рычагом между руками. Болевой узел руки с
фиксацией коленями туловища и головы, зажимая запястье
подмышкой разноименной руки и оказывая давление двумя
сцепленными руками на локтевой сгиб.
5. То же, но с завершающим рычагом локтя через подколенный
сгиб — обратную сторону голени, для чего после броска делается
зашагивание за голову противника, после чего обратная сторона
стопы заводится в подмышечную впадину второй руки (вспомните
всем известный «нельсон»).
6. То же, но бросок выполняется вразножку, т. е. с элементом
подножки.
7. Атака рукой. Схема: отбив разноименной рукой вверх.
Выполнение броска захватом за пятку с одновременным толчком в
паховую складку рукой, выполнявшей блок. Переход на ущемление
ахиллесова сухожилия после ударар в пах ногой. Фиксация ребром
другой ноги горла соперника. Перешагивание через противника,
вынуждающее последнего перевернуться на живот. Фиксация,
садясь и удерживая ущемление. Закладывание голени,
освобождаемой от ущемления ноги в подколенный сгиб другой
ноги, и выполнение ущемления!? икроножной мышцы другой ноги
путем сгибания ее на себя, захватывая за подъем.
8. То же, но с атакой броском другой ноги, разноименной
атаковавшей руке противника и одноименной, проводившей защиту
руке исполнителя. Завершение обычным ущемлением ахиллесова
сухожилия с зажиманием ноги противника между коленями, ложась
на спину. Вторую ногу соперника рекомендуется подвинуть под
ягодицу атакуемой ноги.
9. Захват локтевым сгибом за шею сзади. Схема: бросок через
спину, становясь на колено с захватом рукой шеи противника и
добиванием основанием кулака в лицо (висок) и пах (по принципу
верх и низ). Для облегчения броска 2-й рукой подхватывают
одноименную ногу, упираясь в голень. Часто после добивания
фиксируют руку противника, давя на локоть, уложив ее
перпендикулярно его туловищу (иногда удерживая на весу).
10. Захват локтевым сгибом за горло сзади с фиксацией руки
захватом второй конечностью. Схема: захват за локтевой сгиб,
ослабляющий удушение, перевод 2-й руки через линию тела и
бросок через спину, завершаемый «плетенкой» - дожимом кисти.
При переводе руки осуществляют перехват 2-й рукой за кисть,
освобождаясь от захвата, а в конце броска затягивают ее под
голову противника, что позволяет надежно ее зафиксировать, так
как на голову оказывает давление колено.
11. Загиб руки за спину после удара ребром ладони по шее с
давлением сцепленных рук у плечевого сустава.
12. Загиб руки за спину с последующим воздействием на лицо 2-
й рукой, опрокидыванием назад и переворачиванием противника на
живот.
13. «Вход в середину» после последовательных защит от ударов
руками. Загиб разноименной рукой руки противника за спину и
захват ее запястья 2-й рукой через разноименное захваченной
руке плечо противника. Освободившаяся рука захватывает
разноименную ногу противника под ягодицей, что позволяет, в
свою очередь, захватить подколенный сгиб. Опрокинув противника
на спину, выполняют добивание прямым ударом в лицо, продолжая
фиксировать могу.
14. Атака рукой. Схема: отведение внутрь с захватом
разноименной рукой руки противника, после чего бросок
«ножницами» на туловище и подколенные сгибы с опорой на руку
(в лучших старосамбистских традициях) и добивание основанием
кулака в лицо.
15. Против атаки рукой подхват спереди под две ноги после
защиты и удара коленом в живот. Завершение приема болевым
воздействием на руку (рычаг через колено) с охватом второй
рукой головы соперника со стороны затылка и заведением
охватывающей руки подмышку дальней руки противника.
16. То же против попытки удара головой с одновременным
захватом за отвороты. Удар останавливается ладонями рук, одна
из которых наложена на тыльную сторону другой.
17. От удара рукой захват за руку и плечо, отхват под одну
ногу (можно заднюю подножку) после удара пяткой по почке (по
rhos ура маваси, но без разворотов). После этого следует дожим
кисти «плетенкой», но голова (или шея) противника зажимается а
подколенном сгибе, для чего перешагнув через нее, следует
приподнять тело противника и лишь потом подсунуть под голову
ногу.
18. В той же ситуации сбивание с ног ударом стопой
одноименной ноги в подколенный сгиб. после чего рычаг локтя
через колено, опираясь в грудь противника рукой, одноименной
взятой на болевой.
19. То же, но с захватом горла при выполнении болевого.
20. При захвате за отворот и атаке рукой — отбивающее
перекрытие предплечьем с последующим воздействием им на горло
при одновременном заступании (зацепе) изнутри. Удар ногой в
пах и потом ребром стопы в горло упавшего. Исполнитель стоит
между ног противника (о заступаниях рассказано в фильме
«Уловки и техника боя шпионов Средневековья и наших дней»).
21. Против атаки рукой передняя подножка или бросок через
бедро с резким выставлением ноги, после чего рычаг локтя через
одноименное колено с надавливанием на плечо. Начальное
смещение в сторону к ноге противника непосредственно перед
подворотом часто выполняется небольшим прыжком с приставлением
толчковой ноги, вокруг которой и совершается подворот.
22. От обхвата сзади за туловище под руками после болевого
воздействия костяшками пальцев на тыльную сторону верхней
кисти «пилением» (в середину и поперек) или ударом исполнитель
наклоняется и захватывает ногу противника, после чего при
обратном движении, выпрямляясь, протаскивает ее между своих
ног, совершая бросок, после чего следует разворот и добивание
в пах ногой.
23. От того же захвата после болевого воздействия на
затылок, захватив кисть соперника, исполнитель,
разворачиваясь, переходит на рычаг локтя под плечом, затем на
загиб руки за спину и завершает серию дожимом кисти
(«плетенка») в стойке (загиб руки и дожим сливаются в одно
целое).
24. От того же захвата - разрыв замка (можно захватом за
пальцы). Два удара локтями по дуге назад в голову соперника,
захват кисти и переход на рычаг локтя под плечо
разворачиваясь.
25. От захвата за туловище сзади с обхватом рук — зацеп
изнутри под одноименную ногу в падении и переход на ущемление
икроножной мышцы
ногами.
26. От того же захвата - сбив рук противника вверх, не
разрывая замка и одновременно ударяя ногой в подъем ноги,
присаживаясь, и бросок через спину, после чего удар пяткой
назад - вниз в голову соперника: не отпуская захваченной при
броске руки.
27. От того же захвата — зашагивание за ноги противника и
бросок назад в сторону, после чего рычаг руки, захваченной при
броске, на одноименном колене с опорной на грудную клетку
ладонью.
28. От того же захвата — бросок обратным захватом ног с
зашагиванием за противника (желателен разрыв замка) с
падением. Удар локтем сверху в пах.
29. От обхвата под руками спереди — нажим пальцами кисти в
форме «вилки» на болевые точки в центре щек (в месте смыкания
зубов) с давлением внутрь и к скулам (2-я рука исполнителя
давит на спину противника между лопаток, что и выводит его из
равновесия). Свалив соперника, исполнитель выполняет рычаг
локтя через предплечье, удерживая, запястье подмышкой и стоя
на колене (захват за лицо не отпускается).
30. От того же захвата, надавив ладонью на нос соперника
(голова противника фиксируется второй рукой), исполнитель
выполняет бросок через бедро, захватывая голову соперника под
мышку, после чего выполняет рычаг локтя через предплечье, стоя
на колене и зажав запястье противника под мышкой. При опоре на
грудь может проводится нажатие на болезненные точки большим
пальцем или ущемление грудной мышцы.
31. От попытки захвата за отворот—отбив руки (сбивание
ударом в запястье со стороны ладони) и удушение предплечьем на
горло при окрестном захвате отворотов.
32. То же при попытке удара, после кругового отведения руки
изнутри одноименной рукой. Вариант: воздействие предплечьем на
сонную артерию и сбивание толчком руками.
33. От 2-х последовательных ударов руками после их остановки
бросок через бедро с падением (с захватом головы под руку).
Рычаг локтя между ног с последующей фиксацией ногами (с
наступанием на запястье) и переход, надавливая на их
соперника, к узлу 2-й руки руками (надавливание на нос
необходимо для краткой фиксации головы в момент снятия обхвата
рукой). В этом же положении дожим кисти с вжиманием ее в пол.
34. От того же — передняя подсечка и переход к рычагу локтя
через разноименное колено с заведением 2-й ноги за голову и в
подмышечную впадину (можно с вспомогательным ударом пяткой)
для лучшей фиксации.
Вариант: Удушение или воздействие на шейные позвонки при
удержании головы в подколенном сгибе (ладонь давит на голову).
35. От захвата за отвороты — передняя подсечка с добиванием
кулаком в лицо и рычагом руки на колене.
36. От удара рукой — прямой удар в живот после защиты,
захват головы противника под мышку с одновременным удушением
предплечьем, перебрасывание соперника через себя за счет
переката назад и завершения удушения, переворачиваясь на
живот, (сгибают противника, надавливая ладонью на затылок).
37. От того же — ударив наотмашь по шее ребром ладони,
одновременно прихватив 2-ю руку противника из-под плеча,
исполнитель заводит бившую руку за голову и в подмышечную
область дальней руки соперника. Перекатываясь назад
(наваливаясь телом на противника), исполнитель осуществляет
бросок и додавливание головы противника (механизм «нельсон») в
положении лежа.
38. От «2-й ноги нельсона» — бросок обратным захватом ног,
сбрасывая противника по дуге назад за спину. Болевое
воздействие на кисть в положении «крыла» с давлением локтем
на локтевой сгиб в положении стоя на колене.
Вариант: узел кисти в том же положении.
39. От того же. Схема: удар пяткой по подъему ноги. Бросок
через спину.
Дожим головы подобно 37. При броске через спину одна рука
направляет тело соперника, а вторая — поможет движению, толкая
в голень ноги.
40. От «одинарного нельсона» с захватом 2-й руки. Схема:
удар ногой в подъем. Подворот внутрь, протаскивая за собой
захваченную руку. Выход на загиб руки с дожимом кисти. Бросок,
откатываясь назад, с подсадом- голени голенью (одноименной).
Захват головы скрещенными ногами и удушение (вытягиванием ног)
в сочетании с дожимом кисти (прямым или обратным) руками.
Вариант: узел кисти. В любом случае одноименная рука давит на
локоть.
41. От того же — перевод руки противника, захватывающей руку
исполнителя, над головой и захват 2-й рукой за кисть. Бросок
через спину с активным болевым воздействием на захваченную
кисть и воздействие на нее с помощью рук болевым в положении
«крыла» (напротив лица лежащего на спине противника). Вариант:
увод захваченной руки за голову противника, фиксация головы
коленом и рычаг локтя через колено другой руки, продолжая
удерживать первую за кисть разноименной рукой.
42. От рычага локтя с заводом одной из рук из-под
конечности, взятой на болевой за затылок. Схема: удар в живот пяткой ноги по дуге
назад. Захват свободной рукой руки за затылком. Рычаг локтя,
давя предплечьем у плечевого сустава, переход на загиб за
спину с захватом за волосы или воротник рукой, удерживающей
болевой, или дожим кисти «плетенкой» (в случае «загиба» вторая
рука контролирует локоть, надавливая на него).
43. От атаки рукой «обратный» бросок ножницами («верхняя»
нога воздействует на подколенные сгибы своей обратной стороной, а
«нижняя» спереди на голени, ущемление «икроножки» ногами,
становясь на колено, после
падения противника.
44. То же, но болевой производится ногами за счет переката
лежащего перпендикулярно противнику исполнителя.
45. Различные типы удушающих после отбива атаки одноименной
руки от себя наружу захвата горла локтевым сгибом (с надавливанием
предплечьем) сзади, выведение из равновесия назад в положение
сидя и при фиксации разноименной проводящий удушающий прием
руке, верхней конечности противника ногой или рукой в
зависимости от типа удушающего.
Удушающие и воздействия на позвонки проводятся с помощью
отворота и предплечья или локтя, переплетением рук с давлением
на затылок, сцеплением рук, усиливающих давление предплечьем,
поворотом головы в сторону захваченного отворота, воздействием
захватом за отвороты накрест, поворотами головы с помощью
кистей рук, с давлением на голову ладонями при встречном
давлении руки или воротника и т. д.
46. Отбив атаки руки с последующим захватом ее 2-й рукой, в
то время, как первая, выполнив удар «вилкой» в горло,
осуществляет сдавливающий захват за «кадык», а также выше или
ниже его, проводя рывок. В этой же ситуации проводятся самые
различные удушающие приемы: с воздействием на горло большими
пальцами (точечно или с «проглаживанием»), на кадык, сонные
артерии или болезненные точки шеи. Проводятся также удушающие
с схватыванием ладонью затылка и встречным давлением
предплечьем, локтем, ребром ладони, удушающие окрестным
хватом отворотов и другие разновидности, построенные на
комбинациях воздействием рук и отворотов.
47. Различные варианты бросков через плечо против различных атак;
1. Бросок с рычагом локтя на плече, удерживая руку за
запястье 2-мя руками и рычаг локтя, охватывая локтевой сустав ладонью.
2. Бросок с рычагом 2-х рук на плече после круговой
защиты. Рычаг локтя на колене лежа сбоку с дожимом головы.
3. С захватом руки и отворота (натягивая руку на
предплечье) с заведением руки под голову противника и надавливая локтем на руку в верхней трети плеча для усиления удушающего давления.
(В качестве вспомогательных элементов используются толчок
пальцем в болевую точку на шее в начале броска и подтягивающий рывок отворота при «заводе» руки).
4. Бросок после последовательных кругов блоков, сведя обе
руки (скрестя.) вместе. Рычаг локтя через разноименное колено, переступив голову противника и 2-й рукой фиксируя таз или ущемляя мышцы с внутренней стороны бедра.
48. Бросок подхватом под две ноги концовка 47 (4). Рычаг
руки в броске предпочтителен. Вариант рычаг через колено 47(4), но с дожимом головы ногой.
49. Против удушающего захвата кистями за него сзади. Схема:
захват кистей и разворот их ладонями вверх с натягиванием рук
до положения рычагов на плечах по обе стороны головы. Дуговой
рывок вниз с броском через спину. Дожим ладоней кистей 2-х
рук, упирая их в поп и фиксируя ладони стопой и коленом,
опираясь ладонями о локти противника.
Вариант: разводить руки за локти при выполнении болевого и
добивать кулаком.
Голубой пояс
1. После броска через бедро против атак руками, дожим головы (прямой, а не обратный, как в предыдущих случаях, под затылком
локтевой сгиб) с надавливанием «вилкой» на болевые точки щек.
2. Бросок через бедро, отводя одноименной рукой руку
противника круговым движением вниз-внутрь. Рычаг локтя,
охватывая сустав ладонью.
3. Захват головы под плечо стоя спиной к атакуемому. Схема
контрдействий:
удар в пах или захват нежных мышц внутренней части бедра или
половых органов рукой, одноименной охватывающей голову. 2-й
рукой исполнитель надавливает ребром ладони у мизинца под нос
противнику, опрокидывая его. После этого следует удар в пах
кулаком, ноги противника складываются крест-накрест, и
исполнитель, удерживая (захватив из-под ног стопу ноги, голень
которой находится поверх голени другой ноги) ноги, надавливает
стопой на горло и подбородок противника, одновременно
«вытягивая» его с помощью воздействия на ноги и давления на
горло.
4. От того же захвата, ударив ребром руки по точке над
коленным суставом с внутренней части бедра, а второй рукой по
позвоночнику на спине, одновременно осуществляя захват,
исполнитель идет на перекат, одновременно нанося удар в пах.
Производя бросок, исполнитель добивает противника основанием
кулака в лицо, воздействует на горло и т. д.
5. Захват головы под плечо, стоя лицом к атакуемому. Схема
контрдействий:
удар предплечьем в пах. подворот под рукой, надавливая
затылком на локоть и захватив предплечье с поворотом на 180°.
Бросок вперед, воздействуя на руку выше локтя подножкой с
колена. Рычаг локтя, давя ладонью на сустав и фиксируя коленом
голову.
6. От того же. Схема: удар ребром ладони по точке выше
колена. Бросок через спину с подхватом голени 2-й рукой. Рычаг
локтя между ног без переброса ноги через туловище.
7. От захвата за отвороты. Удар (двойной) ладонями в пах и
лицо. Передняя подножка (или боковая, или бросок через бедро),
добивание ударом кулака.
8. От того же. Удар ребром ладони по локтевому сгибу. Отхват
или задняя подножка. Добивание пяткой (маховым ударом по
ребрам сверху).
9. От захвата за ворот (удушение кистями) сзади. Разворот с
широким отводящее - охватывающим движением рукой.
Захват обеих рук противника и бросок через бедро'. Рычаг
локтя через предплечье, удерживая запястье под мышкой
(вспомогательные действия: удар по ребрам кулаком,
надавливание на точки груди ладонью).
10. От того же. Разворот с ударом кулаком по ребрам'. Бросок
с захватом 2-х ног. Удар в пах кулаком и, откинув ногу, проход
к голове для повторного добивающего удара (прямого) кулаком.
11. Отведение удара рукой, разворачивая соперника. Еуосок
захватом двух ног при подходе сзади. Ущемление «икроножки»
через голень второй ноги противника, положенной накрест.
12. Переход от рычага локтя между мог, лежа сбоку, к сгибу
руки за спину между ногами.
13. Выламывание рычагами выпрямленных рук плечевых суставов
из противника, лежащего на животе, перешагивая через него
между руками и используя различные вариации (стоя на колене
малоголовой соперника) одиночного выламывания.
14. Противник сверху в партере. Сваливание его ма бок с
помощью болевого воздействия на тазобедренные суставы ногами,
оплетающими ноги противника за голени и разводящими их в
стороны за счет собственного выпрямления. Добивание основанием
кулака по ребрам при фиксировании рук противника рукой за
головой. Для фиксации рука исполнителя сначала охватывает
голову противника, максимально прижимая ее к туловищу
исполнителя, а потом «направляется» под плечо руки. При
перекате на бок в сторону фиксирующей руки получается как бы
«двойной нельсон» одной рукой.
15. Совмещение рычага локтя между ног лежа на боку с дожимом
головы ногой.
16. Противник сверху. Перекат с махом ноги через его голову
в положение стоя на колене, рычаг локтя между ног. Передняя
часть туловища исполнителя обращена в сторону головы
соперника.
17. Из положения удушение предплечьем сзади—сидящего
атакованного. Схема контрдействий: захват под ягодицу (с
направленным воздействием в сторону ануса), проворот под рукой
(ложась на живот) с переходом на загиб
руки.
18. От удержания со стороны головы. Удар коленом в темечко
(определите ударные части колена во избежание травм), с
захватом руками головы перекат на живот, захватив противника
за уши. Удар локтем в грудь.
19. От удара рукой защита предплечьем одноименной руки с
одновременным захватом 2-й рукой за запястье. Удар кулаком по
ребрам. Передняя подножка с колена. Рычаг локтя, удерживая
запястье под плечом и фиксируя голову коленом (можно применять
удар ногой по дуге сбоку).
20. Удушение сзади предплечьем после отведения атаки наружу
одноименной рукой. Схема: заход за спину одновременно с
защитой, переходящей в захват и рывок. Удар кулаком в поясницу
(можно толчок ладонью, пальцы которой направлены вниз) с
одновременным воздействием предплечьем на горло. Свалив
противника назад на себя, исполнитель фиксирует его удушающим
на горло предплечьем, рычагом руки, отведенной в сторому, и
удушающим на туловище скрещенными ногами. Затем исполнитель
переворачивается на живот, увлекая за собой соперника и
завершая начатое. Возможен загиб за спину одноименной рукой
(снаружи под руку) с активным воздействием на плечевой сустав.
21. Против удара рукой с одновременным захватом за отворот —
подхват или подсад под обе ноги (при этом, как и в большинстве
случаев, одна рука подхватывается снизу чуть выше локтя и
отводится от тела, создавая рычаг, а 2-я увлекается по дуге в
направление броска, а затем ее траектория приходит к телу
исполнителя). Рычаг локтя под плечом, стоя на колене.
22. От удара рукой или предметом сверху, защита предплечьем
разноименной руки, захват противника между ног с одновременным
подшагиванием и ударом предплечьем в пах, переворот (бросок),
добиванме прямым ударом кулака по ходу движения (одновременно
с ударом в пах выполняется удар предплечьем) проводившей
защиту рукой по горлу, переходящий в толчок с упором кистью на
плечо, а предплечьем в горло и подбородок. Оставляя предплечье
на горле, легко сразу перейти на удушающий при падении
противника. После удара кулаком следует добивающий удар ребром
ладони по горлу рукой, выполнявшей удушение.
23. От удара рукой — отведение атаки 2-мя руками наружу с
одновременным рывком навстречу удару коленом. После чего
следует удар ребром ладони по шее и одновременным захватом
между ногами и броском противника переворотом вперед на живот.
Ущемление «икроножки» выполняется в следующей
последовательности: сгибание в колене ближайшей ноги
противника с одновременным добиванием ударами руки в почки и
затылок. Заведение голени согнутой ноги в сгиб выпрямленной.
Сгибание выпрямленной ноги и фиксация голени. Коленным сгибом
исполнителя сверху. Выполнение болевого, опираясь на спину
противника между лопатками.
24. Группа блоков, применяемых в каратэ с использованием
предплечий (следует помнить, что эти приемы пришли в каратэ из
джиу-джитсу, а не наоборот).
25. Отбив атаки рукой, захват головы под плечо. Удушающий
стоя спиной к противнику,
26. Нанесение противнику удара ногой по дуге в солнечное
сплетение из ситуации «идя рядом».
27. Отбив атаки одноименной рукой внутрь, сбивание
противника с зашагиванием за него ногой разноименной стороне,
со стороны которой проводится зашагивание, удар локтем вниз
живота с одновременным захватом ближайшей ноги одноименной
рукой. После падения удар рукой в пах, скрещивание ног
противника, лежащего на спине и выполнение болевого с
одновременным давлением стопой на горло и подбородок (техника
уже описывалась). Свободная рука опирается о пол.
28. Отведение прямого удара рукой наружу, воздействуя
одноименной ладонью на локтевой сустав с одновременным
отшагиванием вперед в сторону. Нанесение 2-х добивающих ударов
в почки и шею рукой, проводившей защиту.
29. То же, но удары в почки выполняются сначала локтем, а
затем обратной стороной кулака. Ладонь 2-й руки прикрывает лицо исполнителя.
30. От удара ножом снизу защита одноименным предплечьем
захват кисти и выполнение обратного узла кисти. Удар ногой из-
под руки в лицо, сбивание давлением на руку у плечевого
сустава и, перешагнув через руку и став на колено, выполнение
рычага локтя под коленным сгибом. В качестве эффективного
элемента часто используется удар ногой в руку у плечевого
сустава, как раз в то место, куда давила ладонь. Этот элемент
особенно полюбился инструкторам «зеленых беретов». Отбирание
ножа проводится выворачиванием из кисти с давлением ладонью на клинок.
31. От этой же атаки—загиб руки за спину, отбирание ножа
дожиманием кисти, приставление острия к точкам фэн-фу или фэн-чи.
32. От укола ножом — отведение атаки наружу ладонью
одноименной руки в локтевой сустав, с отскоком в сторону
вперед. Захват отворота из-за головы и начало удушающего.
Перехват кисти с ножом рукой, выполнявшей защиту, и
направление острия в грудь нападавшему, одновременно сваливая
его и выполняя удушение.
33. От того же. Отведение наружу одноименной рукой с
захватом за запястье и ударом предплечьем по плечу. После
этого следует обратный захват головы под плечо (плечо со
стороны лица). Опрокидывание противника и выполнение рычага
локтя через одноименное колено. С ударом руки о него.
34. От удара ножом сверху с одновременным захватом за
отворот. Защита разноименной рукой с ударом в живот, узел руки наверху.
Отбирание ножа у лежащего соперника дожимом кисти об пол. Фиксация руки
давлением на локоть, приставление ножа к горлу.
35. Идентично 30, но перешагнув руку одноименной ногой,
исполнитель выполняет загиб руки за спину через ногу.
36. От атак рукой — захват за запястье одноименной руки,
встреча 2-й рукой—2-й руки противника и закладывание ее в сгиб
первой. Не отпуская захвата и воздействуя активно на кисть
первой руки, выполнение броска через бедро. Болевой на кисть.
37. Отбив последовательные атаки руками и блокировав удар
ногой стопой, исполнитель захватывает 2-мя руками кисть руки противника и,
выворачивая ее наружу, сваливает соперника, после чего
выполняет дожим кисти о пол. Наступив стопой на кисть,
исполнитель фиксирует локоть давлением, 2-х ладоней.
38. Выполнив после защиты обратный узел кисти одном рукой,
исполнитель снизу «подрубает» локтевой сгиб (предплечьем у
локтевого сгиба) предплечьем 2-й руки, образуя «крыло» из руки
соперника, после чего перехватывает из-под
руки взятую на болевой кисть второй рукой.
39. От атаки рукой, выполнив узел руки наверху и свалив
противника, исполнитель, наступив ногой на свободную руку соперника,
выполняет рычаг локтя, надавливая ладонью на локтевой сустав и
расположив руку перед телом лежащего на боку соперника и перпендикулярно ему.
40. То же, но от захвата 2-х рук и после удара ногой в
живот.
41. Узел руки наверху, но при защите одноименной рукой,
отводящей удар наружу и в лицо противника.
42. То же при ударе палкой наотмашь или сверху.
43. От захвата за грудь болевой на кисть в положении
«крыла» с давлением сверху на локтевой сгиб и после удара
основанием ладони в подбородок противника между его руками.
44. От - атак руками, схема: отбив атаки вниз предплечьем
разноименной руки, поворачиваясь боком к противнику, с
последующим захватом этой же руки одноименной у запястья.
Встреча атаки 2-й руки одноименной, подкладка ее предплечья
под 1-ю и выполнение рычага локтя 1-й руки через предплечье.
Разворот перед противником с перемещением рук до позиции: стоя
у противоположного бока соперника и выполняя рычаг локтя с
давлением у плечевого сустава на руку и кисть второй руки.
Развернув туловище в сторону противника, исполнитель переходит
на болевое воздействие на кисть выпрямленной руки в положении
«крыла» и после сбивания соперника на колено, воздействуя
рычагом руки, укладывает его на живот, после чего, перешагивая
через голову соперника, выполняет рычаг руки вверх с
воздействием на плечевой сустав, стоя на колене, опираясь
руками о туловище соперника и собственное колено и налегая
грудью на руку.
45. Встретив удар одноименной рукой круговой защитой
внутрь и с нырком под руку после кратковременного перехвата
руки разноименной, исполнитель захватывает кисть атаковавшей
рукой одноименной рукой так, чтобы выполнить, узел кисти
наружу. При этом он стоит спиной к противнику и впереди него
на колене, одноименном атакованной руке. Выполнив бросок с
помощью болевого, исполнитель «дожимает» руку двойным узлом на
кисть и плечо, опираясь 2-й рукой в голову лежащего на боку
соперника или на локоть соперника.
46. Узел руки после защиты от удара одноименной рукой,
пропущенный через локтевой сгиб сверху, но изнутри и под плечо с опорой
кистью о грудь, завершается прием надавливанием 2-й рукой на
затылок. Часто применяемая удушающий с помощью отставленного
в сторону большого пальца.
47. То же, от захвата за отворот с предварительным ударом
локтем по бицепсу сверху (можно по локтевому сгибу).
48. После отбива одноименной рукой атаки рукой наружу
следует захват за ближний отворот соперника из-за его головы.
Рывком развернув противника и поворачиваясь к нему спиной,
исполнитель перехватывает руку противника, остановив ее
одноименным предплечьем. Затем бросок через спину с рычагом
локтя на одноименной руке с колена. Концовка — рычаг локтя
через одноименную руку, надавливающую на нервные центры под
ухом и на шее и прижимающую голову противника к земле.
Розовый пояс
1. От захвата за грудки — приподняв противника на носки давлением снизу на локтевые суставы и захватив кимоно на
локтях, исполнитель выполняет бросок «вертушкой»,
подворачиваясь под противника и одновременно опрокидываясь на
спину. Концовка: узел руки наверху между ног, но с захватом
головы и надавливанием на нос ладонью. При необходимости узел
2-й руки руками.
2. От рычага руки через предплечье стоя спиной к атакуемому.
Схема:
исполнитель, проворачивая кисть захваченной руки внутрь
смещается вперед перед соперником и выполняет бросок через
бедро, после чего дожим кисти «плетенкой» (опора о локоть
соперника перед приемом и захват атакованной руки, свободной в
момент броска, обязательны).
3. От того же. Бросок через ногу назад с добиванием рукой
после падения. Можно применить и бросок обратным захватом ног
(проворот руки внутрь обязателен). При броске через ногу
проводится попытка удара в лицо противника захваченной рукой.
Вариант: задняя подножка садясь.
4. При захвате руки и ворота сзади исполнитель
разворачивается в сторону от захваченной руки и, проныривая
под обеими руками противника, выполняет загиб руки за спину,
перехватив ту руку, которая удерживала захват руки одноименной
рукой. Затем следует бросок, откатываясь назад с подсадом
голенью разноименной голени. Зажав скрещенными ногами голову
противника, исполнитель выполняет болевой на кисть «дожимом».
5. При том же захвате исполнитель, разворачиваясь с круговым
движением руки, сбивает захват за ворот и зажав обе руки под
плечо, выполняет бросок через бедро. Рычаг локтя под плечом.
6. Тот же захват. Выполнив обманный удар рукой с разворотом
в сторону от захваченной руки, исполнитель тут же поворачивает
туловище в обратную сторону и выполняет узел руки наверху,
удерживая одноименной рукой запястье атакованной руки. Далее
бросок через бедро и дожим кисти противника с зажиманием его
головы в коленном сгибе.
7. От окрестного удушающего спереди рычаг руки под рукой
стоя, после удара в коленный сустав дальней ноги с внутренней
стороны.
8. От захвата 1а отворот (удушающего) — отхват (задняя
подножка) с активным воздействием на локтевой сгиб перед и в
момент броска. Рычаг локтя под плечом стоя на колене лицом к
противнику.
9. Отводя удар рукой наружу одноименной рукой с последующим
захватом, исполнитель выполняет удар по дуге ногой в зону
ребер.
10. Удар ногой вперед в пах и бок в колено против одного и 2-
х нападающих.
11. Бросок черезепмну после круговой защиты внутрь
одноименной рукой от удара рукой, давя предплечьем другой руки
наружу противника выше локтевого сустава. Дожим кисти.
12. Удары ногами вперед и в стороны.
13. Подхват от захвата кистями за горло после удара ногой
(наклон туловища и головы вперед перед ударом обязательны).
14. «Мельница» подхватом рукой голени и добиванием упавшего
ногой в лицо, голову.
15. Комплекс точек для надавливания на теле.
Коричневый пояс
1. Бросок через бедро с захватом руки противника под руку после удара ладонью сбоку в челюсть. Дожим головы и рычаг руки
ногами (против ударных атак и захватов).
2. Комплекс «подхватов» (броском.уод одну и две ноги и под
разные их «участки»).
3. Комплекс «отхватов».
4. Бросок подсадом голенью гопени одноименной ноги, падая
под противника (поперек). Добивание ногой по дуге в «ребра».
5. То же с рычагом руки под плечом.
6. То же, с подсадом 2-мя ногами под две голени, но
откатываясь назад.
7. «Вертушки» с ударами в живот или захватом между ног.
8. Боковая подножка.
9. Подхват при подходе сзади и опережая противника. Захват
за руку и пояс.
10. Подхват после 2-х круговых защит внутрь.
11. Отхват под обе ноги после удара в почку ладонью.
Удушение, заводя руку противника под его голову.
12. Бои с 2—3-мя нападающими с активным использованием
ударов и бросков.
13. Броски с упором стопой и стопами в живот из положений
стоя лицом или спиной. Падая головой к, головой от и поперек.
14. Заступание (зацеп) ногой снаружи, с толчком в плечи.
15. Комплекс сбиваний при подходе сзади на основе изученной
техники.
16. Задняя подножка с колена.
17. «Мельница» со сбрасыванием назад, за спину.
18. Удары локтями и основанием ладони (комплекс).
19. Удар ребром ладони по шее после отведения наружу.
20. От захвата за 2 руки сзади. Схема: ударить пяткой по
подъему ноги противника, вывести руки вперед и, захватив кисть
одной из рук соперника, выполнить кисть разноименной руки и
вывернуть ее в плоскости, параллельной полу (пальцы вниз,
локоть вверх, ладонь от тела соперника, ребро ладони внутрь),
далее либо бросок через спину, либо заваливание противника
назад с довершением болевого у него на груди.
21. Задняя подножка после поворота и фиксирования руки под
плечом, выполняя рычаг через спину и воздействием 2-й рукой на
горло спереди.
22. Комплекс ударов по дуге вперед и по дуге назад из
положения лежа на боку. Цель—умение поражать любую из уязвимых
точек по выбору.
23. Отведение удара наружу одноименной рукой с переходом на
рычаг локтя под рукой. Прием заканчивается в положении лежа.
24. Комплекс защит, выполняемых одной рукой.
25. Бросок через спину с колена от атак рукой с захватом
ладонью одной руки за шею. Добивание ударами руки.
26. Бросок одной рукой, наваливаясь туловищем на могу,
охваченную снаружи под пятку одноименной рукой. Добивание
ударами руки, находясь между ног у противника.
27. Одной рукой зацеп изнутри после отбива атаки и удара
ребром ладони по шее наотмашь (толчок предплечьем в горло
обязателен).
28. Одной рукой передняя подножка с колена с захватом за
волосы. Удар затылком об пол и в горло кулаком.
29. Одной рукой узел кисти внутрь после ударов ногой,
захватывая руку одноименной конечностью. Бросок, перешагивая
руку разноименной ногой и выполняя в падении подсад голенью.
Рычаг локтя с дожимом головы.
30. «Сращивание» прямолинейных защит с круговыми. Блоки
отогнутой кистью.
31. Комплекс Кобудо (работа с холодным оружием).
32. Комплекс фиксаций рук наступанием коленом и стопой.