Сайт боевых единоборств

Айкидо

Айкидо: дыхание


Стою пред выбором - с чего начать: “О дыхании” (вопросы такие проскакивают) или о “Шомен Учи” - тоже важной проблеме, в которой, как мне кажется, мы чуть - чуть продвинулись. О дыхании можно проговорить без схем о Шомен учи - вряд ли.

Хорошо. Давайте начнем о дыхании.

И так, вопрос возникающий всегда, у всех и везде.

Мы, ведь, придя в Айкидо, уже много слышали о Ки и ее непосредственной связи с дыханием и всяких чудесах на эту тему. И техники в тренировках так и называются - КОКЮ-ХО, а вот чего-то не ясно, где чего делать и чем. Об Энергии и Ки я не стал бы сильно и глубоко распространяться, хотя свой опыт минимальный есть, но он может и не быть истинным. Если только для интереса затронуть эту сторону чуть–чуть. Легче учиться на чужих ошибках, чем на своих.

В каратистские времена мы оголтело и смело врывались в эту область со страстью сумашедше - бесстрашных олухов. Хорошо, что все обошлось без излишних “жертв”. Пробовали дышать по каналам, по всем мыслимым и не мыслимым траекториям тела и наружным связям, настраивали соответствие дыхания и видения цвета, дыхания и состояния энергетических ощущений между своими и чужими руками и телами. Один опыт со встречными направлениями потоков сверху и снизу для меня, вот ведь!, закончился их тороидально - скручивающимся схлопыванием и последующей жутью: полной остановкой мыслительного процесса и каким то чудом удалось зацепиться за пускающую мысль и завести снова этот мотор. Другой опыт поставил перед выбором уйти в открывшуюся черную и жутко бесконечно манящую черноту или остаться тут при своих, хорошо, что остались тут (наверное).

Дыханием срывались внешние энергетические области и накачивали (чем абсолютно не ясно, вот отчаянные были!), получали в результате поносы, и неожиданные простуды, а может и еще что не замеченное. Но одновременно легко удавалось снятие разных болей, фактически оживлялись почти безжизненные (если точнее бесполевые) и обессиленные тела (это были эксперименты над ближними в самые критические минуты). Дышали, втыкая акупунктурные иглы и вращая их в разные стороны по многим схемам, дыханием регулировали частоту биений собственного сердца, доводя до крайних значений - словом, ДУРАКИ БЫЛИ ОТЧАЯННЫЕ. Всего и не упомнишь сразу.

Наименее извращенное изучение дыхания началось позже, когда дурь поутихла. Я стал много бегать - по 1.5 -3 часа в день. Каждый день! Этот опыт оказался бесценным и решающим в практическом плане. Естественно, к этому времени навыки нижнего дыхания уже были, но куда пришивать его было абсолютно не ясно. Ну не прилеплялось и все. Отдельно - пожалуйста, а практической ценности почти не ощущалось. Только в каратистском приложении во время нанесения ударов, и то уже на уровне 1 дана, стало ясно, что это единственный способ не сгореть при активной двигательной работе. И, тем не менее, ощущения были не столь явные как при беге на очень долгое время.

Чуть - чуть о технике нижнего дыхания. Эта схема была приведена во всех практически доступных книгах и была посоветована как единственная нашим сенсеем по Карате-до г-ном Сато. Вдох носом по внешней поверхности задне-срединной линии тела вдоль позвоночника, через накапливание в Тандеме и выдох через сжатый рот (растянутый зажатый выдох) по передней срединной линии тела с выводом потока изо рта. Вот так вот. Может кто и поправит, но мы это пробовали делать так и, смею вас заверить, здорово преуспели во всех визуализациях траектории. Весь предыдущий чудовищно наглый опыт тут пригодился.

Так вот о беге. Именно там, на дистанциях 2 или 3 часового бега и было обучение дыханию. Такой длинный бег заставляет быть крайне экономным, внимательным и ленивым. После двух часов, все что могло расслабиться расслабилось и болталось, ритмично сокращалось только необходимое сообщество мышц и все они до одной были прочувствованы и перебраны мысленно. Прекрасная практика медитации на собственном теле в условиях больших нагрузок. После такой практики стало значительно легче управлять расслаблением любых частей тела и адекватно их контролировать. В таком беге дышать кроме как низом живота и абсолютно контролируемом использовании определенных частей легких становится просто рабочей задачей.

Позади два часа бега, впереди длинный ровный участок - можно отдохнуть мозгом и телом. Ноги шлепаются, что тоже оказалось необходимым уметь делать в Будо, как один из наиважнейших моментов выведения реальной силы. Только вчера на новичковой тренировки с удивлением обнаружил как это для них трудно, да и мои первые даны оказались озадаченными. А мне это тоже было в диковинку - изнутри сейчас  кажется так естественно просто. Удар ноги в землю доходит до центра, ведь фактически это он движется, и распространяется по расслабленному телу уже как зарегулированное действие, иначе собьется координация движения частей. Синхронно работают руки. Три шаг вдох, 4 выдох. Движется только диафрагма, легкие зажаты ребрами. Малейший подъем или овражек - тут же корректировка включением самых нижних участков легких, но только чуть - чуть. При малейшей возможности моментально легкие выключаются - иначе силы будут уходить. По возможности нагрузку регулируешь изменением соотношения : сколько шагов вдох, сколько выдох.

Перед - критическая нагрузка: шаг - вдох, шаг - выдох. Теперь подъем. Сколько можешь, терпишь и дышишь только животом, все... задыхаешься. Тут начинается включение самых нижних областей легких. Тягун затягивается, все больше и больше отдаешь легкие, начинает печь горло и если не рассчитать, то с горы побежишь уже в обмороке, весь в слюнях, с болью в печени и почти без сознания. В такой ситуации все нюансы взаимодействия с твоим организмом прочувствуются очень полно. Школа оказалась невероятная.

Но это теперь я понимаю насколько это важно, тогда это был просто процесс бега.

Теперь вернемся к вопросу о дыхании в Айкидо. Мы такие же нормальные люди, как и все и, естественно, с этим наиважнейшим вопросом обращались к самым метрам: “Сенсей , скажите как правильно дышать в Айкидо?”. Следовал веселый взгляд и ответ: “Дышите естественно” и наши мысли: “Знаем мы вас, скрываете самые тайные знания, но нас не проведешь...”. И к другим, с этим же вопросом, но ответ был всегда тот же. Мудрые люди.

Ребенка нельзя сразу научить, ходить, есть, говорить и мыслить категориями. Необходим постепенный гармонизированный опыт. Дыхание, расслабление и гармонизация настолько связаны между собой, что сейчас вполне очевидна мысль О Сенсея , приведенная как эпиграф в статье о его Айкидо: “Не теряй попусту время в разговорах об Айки, начинай тренироваться и все придет”. Что совсем необходимо, так это наличие перед вами сенсея, который умеет и подскажет каждому его способ продвижения к цели. А перед вами стоят свои самые первые и неотложные проблемы и, если поставить телегу впереди лошади , то , увы, она не стронется с места, а если и поедет , то ,вероятнее всего, не очень прямо.

Какие явные упражнения и техники в Айкидо нацелены на развитие дыхания и связи его с Силой? Ну, например, любой вид Кокью-хо. Наиболее массово изучаемые Кокью-хо в сейдза при захвате двух рук. Пробую прописать. Взялись за руки - спокойный обоюдный выдох, освобождение легких и опускание диафрагмы. Подъем рук и вставание на колени Уке -вдох (естественное Раскрытие легких), следующая фаза опрокидывание Уке - длинный согласованный с движением выдох через плотно сжатые зубы. Возвращение в исходную позицию: вдох - выдох и расслабление. Дальше идут просто повторы ощущений. Стараться, как возможно меньше задействовать легкие. Дышать, опуская и поднимая внутренними мышцами вашу диафрагму. Если кто в этом преуспел, пробуйте проводить дыхание по проговоренной выше траектории по срединным линиям. Кто и в этом преуспел, пробуйте выдыхать через руки , как шланги. Но будьте крайне осторожны, считайте, что я вам этого не советовал.

Второе. Любая форма Кокью-хо. Действуйте, изучая процесс самого дыхания и вашей взаимной чуткости.

Очень трудное, важное упражнение: Фунекоги или Тори фуне - действие похожее на греблю на лодке. Тут просто необходимо научиться правильно звучать и действовать. Новички, да и не только новички, очень стесняются своего голоса и не могут правильно громко звучать, а это напрямую связано со способностью правильно выводить силу. Я легко перекрываю своим голосом все 50 моих человек орущих на татами, но это говорит только о том, что нам всем еще есть большой простор для работы.

О Сенсей развивал и изучал отдельную теорию и Практику Духа Слова - КОТОДАМА. Об этом никто мне не рассказывал и все намеки можно черпать только из книг, вот и черпайте если захотите.

Вот пока, наверное и все, что пришло влет на ум сейчас на тему о ДЫХАНИИ. Не все, конечно, но так, на одном дыхании памяти.

С уважением ко всем, Матвеев      

 

Материал предоставлен: В.Матвеевым
Вице-президент Федерации Айкидо России


НА   ГЛАВНУЮ           НАЗАД

Hosted by uCoz